Инструкция по выбору теплового реле для защиты электродвигателя
22.06.2016 нет комментариев 19 005 просмотров
Продолжительная работа механизма на максимуме вызывает перегрев обмоток и порчу изоляции, в результате чего происходит межвитковое замыкание, перерастающее в обширное выгорание полюсов двигателя и дорогостоящий ремонт. Чтобы этого не происходило, в цепь питания устанавливается реле, которое называют тепловым или «теплушкой». По цепи питания данный аппарат контролирует величину тока и при длительном отклонении от номинала установки, размыкает контакты, лишая питания цепь управления, размыкая пусковое устройство. В этой статье мы расскажем, как выбрать тепловое реле для двигателя по мощности и току.
Что делать, если паспортные данные не известны?
Для этого случая рекомендуем использовать токовые клещи или мультиметр С266, конструкция которого также включает токоизмерительные клещи. С помощью данных приборов нужно определить ток мотора в работе, измерив его на фазах.
В том случае, когда на таблице частично читаются данные, размещаем таблицу с паспортными данными асинхронных двигателей широко распространенных в народном хозяйстве (тип АИР). С помощью нее возможно определить In.
Кстати, недавно мы рассмотрели принцип действия и устройство тепловых реле, с чем настоятельно рекомендуем вам ознакомиться!
В зависимости от токовой нагрузки будет различаться и время срабатывания защиты, при 125% должно быть порядка 20 минут. В диаграмме ниже указана векторная кривая зависимости кратности тока от In и времени срабатывания.
Напоследок рекомендуем просмотреть полезное видео по теме:
Надеемся, прочитав нашу статью, вам стало понятно, как выбрать тепловое реле для двигателя по номинальному току, а также мощности самого электродвигателя. Как вы видите, условия выбора аппарата не сложные, т.к. можно без формул и сложных вычислений подобрать подходящий номинал, используя таблицу!
Советуем также прочитать:
- Как сделать двигатель из батарейки и магнита
- Что такое релейная защита
- Как выбрать автоматический выключатель
Выбор теплового реле
Реле предназначено для обеспечения защиты электродвигателей от токовых перегрузок недопустимой продолжительности. Они также обеспечивают защиту от не симметрии токов в фазах и от выпадения одной из фаз. Выпускаются электротепловые реле с диапазоном тока от 0.1 до 86 А. Реле РТЛ могут устанавливаться как непосредственно на пускатели ПМЛ, так и отдельно от пускателей (в последнем случае они должны быть снабжены клеммниками КРЛ). Разработаны и выпускаются реле РТЛ и клеммники КРЛ которые имеют степень защиты ІР20 и могут устанавливаться на стандартную рейку. Номинальный ток контактов равен 10 А. Выбор теплового реле осуществляется по следующим условиям:
(5.3)
(5.4)
Где: – расчетный ток
-ток теплового реле
Произведем расчет для теплового реле (КК1).
Выбираем тепловое реле типа
Произведем расчет для теплового реле (КК2).
Выбираем тепловое реле типа
РТЛ101604. Произведем расчет для теплового реле (КК3).
Выбираем тепловое реле типа РТЛ101004
6 Расчёт и выбор проводов кабелей
Выбор проводов и кабелей зависит: от условий окружающей среды, от подключаемых ими электроприемников, для подключения цепей управления будем использовать провода, а для силовых цепей кабели. Провода и кабели выбираются по длительно допустимому току нагрева , длительно допустимому току нагрева с учетом коэффициента защитного аппарата.
(6,1)
(6,2)
где, Iдлит.доп – длительно допустимый ток для проводов и кабелей
Iрасч .– длительный расчётный ток линии;
Kз – кратность длительно допустимого тока провода или кабеля по отношению к номинальному току или току срабатывания защитного аппарата (автоматического выключателя Kз=1, предохранителя Kз=0,33);
Выберем провод для питания электродвигателя (М1).
Рабочий ток цепи равен I=79.62 А.
Из условия выбора провода следует:
Выбираем 4 провод ПВ 1×2.5 мм 2 .
Выберем провод для питания электродвигателя (М2).
Рабочий ток цепи равен I=79.6 А.
Из условия выбора провода следует:
Выбираем 4 провода ПВ 1×2.5 мм 2 .
Выберем провод для питания электродвигателя (М3).
Рабочий ток цепи равен I=7.14 А.
Из условия выбора провода следует:
Выбираем 4 провод ПВ 1×0.5 мм 2 .
Выберем провод для питания цепи освещения (ЦО).
Рабочий ток цепи равен I=1.7А.
Из условия выбора провода следует:
Выбираем кабель ПВ 1×0.5 мм 2 .
Выберем провод для питания цепи торможения(ЦТ).
Рабочий ток цепи равен I=1.39 А.
Из условия выбора провода следует:
Выбираем провод ПВ 1×1,5 мм 2
Выберем провод для питания цепи управления (ЦУ).
Рабочий ток цепи равен I=0.47 А.
Из условия выбора провод следует:
Выбираем провод ПВ 1×0.5 мм 2
Дата добавления: 2015-08-31 ; Просмотров: 1367 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Методика выбора
Чтобы правильно выбрать номинал теплового реле нам необходимо узнать его In (рабочий, номинальный ток) и уже опираясь на эти данные можно подобрать правильный диапазон уставки аппарата.
Правилами технической эксплуатации ПУЭ оговорен этот момент и допускается устанавливать до 125% от номинального тока во взрывобезопасных помещениях, и 100%, т.е. не выше номинала двигателя во взрывоопасных.
Как узнать In? Эту величину можно посмотреть в паспорте электродвигателя, табличке на корпусе.
Как видно на табличке (для увеличения нажмите на картинку) указаны два номинала 4.9А/2.8А для 220В и 380В. Согласно нашей схеме включения нужно выбрать ампераж, ориентируясь на напряжение, и по таблице подобрать реле для защиты электродвигателя с нужным диапазоном.
Для примера рассмотрим, как выбрать тепловую защиту для асинхронного двигателя АИР 80 мощностью 1.1 кВт, подключенного к трехфазной сети 380 вольт. В этом случае наш In будет 2.8А, а допустимый максимальный ток «теплушки» 3.5А (125% от In). Согласно каталогу нам подходит РТЛ 1008-2 с регулируемым диапазоном 2.5 до 4 А.
Методика выбора
Чтобы правильно выбрать номинал теплового реле нам необходимо узнать его In (рабочий, номинальный ток) и уже опираясь на эти данные можно подобрать правильный диапазон уставки аппарата.
Правилами технической эксплуатации ПУЭ оговорен этот момент и допускается устанавливать до 125% от номинального тока во взрывобезопасных помещениях, и 100%, т.е. не выше номинала двигателя во взрывоопасных.
Как узнать In? Эту величину можно посмотреть в паспорте электродвигателя, табличке на корпусе.
Как видно на табличке (для увеличения нажмите на картинку) указаны два номинала 4.9А/2.8А для 220В и 380В. Согласно нашей схеме включения нужно выбрать ампераж, ориентируясь на напряжение, и по таблице подобрать реле для защиты электродвигателя с нужным диапазоном.
Для примера рассмотрим, как выбрать тепловую защиту для асинхронного двигателя АИР 80 мощностью 1.1 кВт, подключенного к трехфазной сети 380 вольт. В этом случае наш In будет 2.8А, а допустимый максимальный ток «теплушки» 3.5А (125% от In). Согласно каталогу нам подходит РТЛ 1008-2 с регулируемым диапазоном 2.5 до 4 А.
Как подобрать автоматический выключатель для двигателя
Правильный подбор автоматического выключателя для защити электродвигателя имеет огромное значение для оборудования. Надежность работы, защита двигателя от аварийных режимов работы и проводки напрямую зависит от подбора автоматического выключателя.
В этой статье наведем условия выбора автоматического выключателя для защиты электродвигателя. Для того чтобы выбрать автоматический выключатель необходимо знать:
— номинальный ток двигателя;
— кратность пускового тока к номинальному;
— максимально допустимый ток электропроводки.
Номинальный ток двигателя – это ток который имеет электродвигатель во время работы при номинальной мощности. Он указывается на паспорте электродвигателе или берется с таблиц паспортных данных электродвигателей.
Кратность пускового тока к номинальному – это соотношение пускового ток который возникает в электродвигателе во время пуска к номинальному. Он тоже указывается на паспорте электродвигателя или в таблицах электродвигателей.
Максимально допустимый ток электропроводки – это допустимый ток, который может проходить по проводу, кабеля, что подключен к электродвигателю.
Условия для правильного выбора автоматического выключателя для защиты электродвигателя:
— номинальный ток автоматического выключателя должен бить больше или равен номинальному току электродвигателя. Например: ток электродвигателя АИР112М4У2 Ін. дв. =11,4А выбираем автоматический выключатель ВА51Г2534 на номинальный ток Ін. = 25А и ток расцепителя Ін..рас. = 12.5А.
После этого проверим автоматический выключатель на не срабатывания при пуске электродвигателя используя условие :
Iу.е.>kзап. · kр.у ·kр.п. ·Iн.дв ·kі
Обратите внимание
где Kзап . — коэффициент запаса, который учитывает колебания напряжения, Kзап . = 1,1 ;
kр.у — коэффициент, который учитывает неточность вставки по току срабатывания электромагнитного расцепителя автоматического выключателя , Kр.у = 1,2 ;
kр.п. — коэффициент, который учитывает возможное отклонение пускового тока от его номинального, kр.п. = 1,2 ;
K і — каталожная кратность пускового тока электродвигателя;
Iн.дв — номинальный ток двигателя , А.
Iу.е = 14 · Iн.рос = 14 · 12,5 = 175А
З таблицы электродвигателей находим K і = 7,0 для электродвигателя АИР112М4У2.
Подставляем в условие и определяем
175А > 1,1·1,2·1,2·7,0·11,4
175А > 126,4А
Условие выполнилось, следовательно, автоматический выключатель не сработает при запуске двигателя.
— номинальный ток автоматического выключателя должен быть меньше предельно допустимого тока кабеля которым питается электродвигатель. Например: подключение сделано кабелем АВРГ (3х2,5) который имеет допустимый ток Iдоп =27А. Для водного автомата для защиты электродвигателя условие выполняется потому, что Iдоп =27А > Ін. = 25А .
В этой статье вы узнали как правильно, используя условия выбора правильно подобрать автоматический выключатель для защиты электродвигателя.
Что делать, если паспортные данные не известны?
Для этого случая рекомендуем использовать токовые клещи или мультиметр С266, конструкция которого также включает токоизмерительные клещи. С помощью данных приборов нужно определить ток мотора в работе, измерив его на фазах.
В том случае, когда на таблице частично читаются данные, размещаем таблицу с паспортными данными асинхронных двигателей широко распространенных в народном хозяйстве (тип АИР). С помощью нее возможно определить In.
Кстати, недавно мы рассмотрели принцип действия и устройство тепловых реле. с чем настоятельно рекомендуем вам ознакомиться!
В зависимости от токовой нагрузки будет различаться и время срабатывания защиты, при 125% должно быть порядка 20 минут. В диаграмме ниже указана векторная кривая зависимости кратности тока от In и времени срабатывания.
Напоследок рекомендуем просмотреть полезное видео по теме:
Надеемся, прочитав нашу статью, вам стало понятно, как выбрать тепловое реле для двигателя по номинальному току, а также мощности самого электродвигателя. Как вы видите, условия выбора аппарата не сложные, т.к. можно без формул и сложных вычислений подобрать подходящий номинал, используя таблицу!
Советуем также прочитать:
8.6.2. Условия выбора тепловых реле. Требования Правил Регистра
Тепловые реле выбирают на основании условия:
номинальный ток теплового реле должен равняться номинальному току электродвигателя. Это условие можно записать так:
Таким образом, чтобы выбрать тепловое реле, надо сначала рассчитать номинальный ток электродвигателя.
Нередко рассчитанный номинальный ток электродвигателя не совпадает с номинальным током теплового реле. В этом случае применяют регулировку номи-
нального тока теплового реле.
Тепловые реле серии ТРТ отечественного производства имеют регулировку в пределах ± 15% номинального тока нагревательного элемента реле, в три ступе-
ни по ± 5% каждая.
Это означает, что, например, тепловое реле с номинальным током 90 А можно отрегулировать на такие токи.
при настройке + 15% — на ток 103,5 А ( 15% от 90 составляют 13,5 А, в итоге получается: 90 + 13,5 = 103,5 );
при настройке + 10% — на ток 99 А;
при настройке + 5% — на ток 94,5 А;
при настройке 0% — на 90 А;
при настройке – 5% — на 85,5 А;
при настройке – 10% — на 81 А;
при настройке – 15% — на 76,5 А.
Таким образом, тепловое реле с номинальным током 90 А можно применить
для защиты электродвигателей с номинальными токами от 76,5 до 103,5 А.
В соответствии с требованиями Правил Регистра, защитные устройства от токов перегрузки 3-фазных асинхронных двигателей должны устанавливаться не менее чем в двух фазах.
В данном курсовом проекте исполнительный двигатель лебёдки имеет три об-
мотки статора. Для защиты каждой обмотки от токов перегрузки надо выбрать по 2 тепловых реле.
Методика выбора
Чтобы правильно выбрать номинал теплового реле нам необходимо узнать его In (рабочий, номинальный ток) и уже опираясь на эти данные можно подобрать правильный диапазон уставки аппарата.
Правилами технической эксплуатации ПУЭ оговорен этот момент и допускается устанавливать до 125% от номинального тока во взрывобезопасных помещениях, и 100%, т.е. не выше номинала двигателя во взрывоопасных.
Как узнать In? Эту величину можно посмотреть в паспорте электродвигателя, табличке на корпусе.
Как видно на табличке (для увеличения нажмите на картинку) указаны два номинала 4.9А/2.8А для 220В и 380В. Согласно нашей схеме включения нужно выбрать ампераж, ориентируясь на напряжение, и по таблице подобрать реле для защиты электродвигателя с нужным диапазоном.
Для примера рассмотрим, как выбрать тепловую защиту для асинхронного двигателя АИР 80 мощностью 1.1 кВт, подключенного к трехфазной сети 380 вольт. В этом случае наш In будет 2.8А, а допустимый максимальный ток «теплушки» 3.5А (125% от In). Согласно каталогу нам подходит РТЛ 1008-2 с регулируемым диапазоном 2.5 до 4 А.
8 комментариев
Спасибо за полезную статью.
Спасибо за подсказки по тепловому реле и то, как правильно выбрать тепловое реле для защиты двигателя
Спасибо за информацию кратко и все понятно.
Добрый день. Являюсь «счастливым» обладателем однофазного двигателя китайского производства. На шильдике указана можность 1.1 кВт и номинальный ток 9.7А. Реально в моих условиях потребляемый ток около 5А. При этом стартовый ток кратковременно достигает 18А и более.
Вопрос: какие параметры пускателя и теплового реле необходимы в моем случае.
Здравствуйте, Евгений. Пусковой ток раза в 3 превышает ток в рабочем режиме = поэтому 18А при пуске нормально. Тем более что такой ток течет секунды (если мотор не запускается в режиме тяжелого пуска — т.е. под нагрузкой). Тепловые реле имеют инерцию — поэтому здесь все должно нормально работать.
Мощность однофазного мотора P = U * I * cos ф * КПД Подставьте данные из шильдика — у вас должно получиться в районе 1100 Вт. Если что то получаеться существенно другое — значит что то не так: либо мотор либо шильдик либо калькулятор
Если ваш мотор недогружен и близок к холостому ходу — ток холостого хода будет процентов 60 от номинального тока. Может этим и обясняются ваши 5А.
Если надумаете ставить тепловое реле — то ставьте на пределы номинального тока т.е. на 9,7А предварительно проверив формулу.
Еще оргвопрос: Если будете работать сами на своем оборудовании — маловероятно, что вы доведете СВОЙ мотор до перегрева. Мы настоятельно рекомедуем ставить тепловую защиту в случае использования наемных рабочих — оборудование ведь не ихнее. Удачи!
Спасибо, огромное за такой подробный ответ.
А на какой ток ориентироваться при подборе контактора? Тоже на номинал? Переживаю не повредит ли такому контактору токи в 18 ампер и более, даже кратковременные…
{SOURCE}
Подробные характеристики электродвигателей по маркам.
- Электродвигатель АИР56А4 0,12 кВт — АИР56В4 0,18 кВт — АИР56А2 — АИР56В2 0,25 кВт
- Электродвигатель АИР63А2 0,37кВт | АИР63А4 0,25кВт | АИР63А6 0,18кВт.
- Электродвигатель АИР63В2 0,55кВт | АИР63В4 0,37кВт | АИР63В6 0,25кВт.
- Электродвигатель АИР71А2 0,75кВт | АИР71А4 0,55кВт | | АИР71А6 0,37 кВт.
- Электродвигатель АИР71В2 1,1кВт | АИР71В4 0,75кВт | АИР71В6 0,55кВт.
- Электродвигатель АИР80А2 1,5кВт | АИР80А4 1,1кВт | АИР80А6 0,75кВт | АИР80А8 0,37кВт.
- Электродвигатель АИР80В2 2,2кВт | АИР80В4 1,5кВт | АИР80В6 1,1кВт | АИР80В8 0,55кВт.
- Электродвигатель АИР90L2 3кВт | АИР90L4 2,2кВт | АИР90L6 1,5кВт | АИР90LA8 0,75кВт | АИР90LB8 1,1кВт
- Электродвигатель АИР100S2 4кВт | АИР100S4 3кВт.
- Электродвигатель АИР100L2 5,5кВт | АИР100L4 4кВт | АИР100L6 2,2кВт | АИР100L8 1,5кВт.
- Электродвигатель АИР112М2 7,5кВт | АИР112М4 5,5кВт | АИР112МА6 3кВт | АИР112МВ6 4кВт| АИР112МА8 2,2кВт | АИР112МВ8 3кВт
- Электродвигатели АИР132S4 7,5 кВт | АИР132S6 5,5 кВт | АИР132S8 4 кВт
- Электродвигатели АИР132М2 11 кВт | АИР132М4 11 кВт | АИР132М6 7,5 кВт | АИР132М8 5,5 кВт
- Электродвигатели АИР160S2 15 кВт | АИР160S4 | АИР160S6 11 кВт | АИР160S8 5,5 кВт
- Электродвигатели АИР160М2 18,5 кВт | АИР160М4 | АИР160М6 15 кВт | АИР160М8 11 кВт
- Электродвигатель АИР180S2 22 кВт | АИР180S2 22кВт.
- Электродвигатель АИР180М2 30 кВт | АИР180М4 | АИР180М6 18,5 кВт | АИР180М8 15 кВт
- Электродвигатель АИР200М2 37 кВт | АИР200М4 | АИР200М6 22 кВт | АИР200М8 18,5 кВт
- Электродвигатель АИР200L2 45 кВт | АИР200L4 | АИР200L6 30 кВт | АИР200L8 22 кВт
- Электродвигатель АИР225М2 55 кВт | АИР225М4 | АИР225М6 37 кВт | АИР225М8 30 кВт
- Электродвигатель АИР250S2 75 кВт | АИР250S4 | АИР250S6 45 кВт | АИР250S8 37 кВт
- Электродвигатель АИР250М2 90 кВт | АИР250М4 | АИР250М6 55 кВт | АИР250М8 45 кВт
- Электродвигатель АИР280S2 110 кВт | АИР280S4 | АИР280S6 75 кВт | АИР280S8 55 кВт
- Электродвигатель АИР280M2 132 кВт | АИР280M4 | АИР280M6 90 кВт | АИР280M8 75 кВт
- Электродвигатель АИР315S2 160 кВт | АИР315S4 | АИР315S6 110 кВт | АИР315S8 90 кВт
- Электродвигатель АИР315M2 200 кВт | АИР315M4 | АИР315M6 132 кВт | АИР315M8 110 кВт
- Электродвигатель АИР355S2 250 кВт | АИР355S4 | АИР355S6 160 кВт | АИР355S8 132 кВт
- Электродвигатель АИР355M2 315 кВт | АИР355M4 | АИР355M6 200 кВт | АИР355MB6 250 кВт | АИР355M8 160 кВт | АИР355MB8 200 кВт
- Электродвигатель АИР355M10 110 кВт | АИР355MB10 132 кВт
- Электродвигатель АМН200M2 55 кВт | АМН200M4 45 кВт | АМН200M6 30 кВт | АМН200M8 22 кВт
- Электродвигатель АМН200L2 75 кВт | АМН200ML4 55 кВт | АМН200L6 37 кВт | АМН200L8 30 кВт
- Электродвигатель АМН225M2 90 кВт | АМН225M4 75 кВт | АМН225M6 45 кВт | АМН225M8 37 кВт
- Электродвигатель АМН250S2 110 кВт | АМН250S4 90 кВт | АМН250S6 55 кВт | АМН250S8 45 кВт
Для просмотра подробных характеристик и размеров электродвигателя щелкните мышкой на наименовании марки. Если мощность электродвигателя нужного вам отличается от указанной в таблице, возможно это электродвигатели специального исполнения (с повышенным скольжением, многоскоростные и т.п.) или выпускавшиеся ранее.
Мощность, кВт | Частота вращения, об/мин. | |||
3000 | 1500 | 1000 | 750 | |
0,25 | АИР63А4 | АИР63В6 | АИР71В8 | |
0,37 | АИР63А2 | АИР63В4 | АИР71А6 | АИР80А8 |
0,55 | АИР63В2 | АИР71А4 | АИР71В6 | АИР80В8 |
0,75 | АИР71А2 | АИР71В4 | АИР80А6 | АИР90LА8 |
1,1 | АИР71В2 | АИР80А4 | АИР80В6 | АИР90LВ8 |
1,5 | АИР80А2 | АИР80В4 | АИР90L6 | АИР100L8 |
2,2 | АИР80В2 | АИР90L4 | АИР100L6 | АИР112МА8 |
3 | АИР90L2 | АИР100S4 | АИР112МА6 | АИР112МВ8 |
4 | АИР100S2 | АИР100L4 | АИР112МВ6 | АИР132S8 |
5,5 | АИР100L2 | АИР112М4 | АИР132S6 | АИР132М8 |
7,5 | АИР112М2 | АИР132S4 | АИР132М6 | АИР160S8 |
11 | АИР132М2 | АИР132М4 | АИР160S6 | АИР160М8 |
15 | АИР160S2 | АИР160S4 | АИР160М6 | АИР180М8 |
18,5 | АИР160М2 | АИР160М4 | АИР180М6 | АИР200М8 |
22 | АИР180S2 | АИР180S4 | АИР200М6 | АИР200L8 |
30 | АИР180М2 | АИР180М4 | АИР200L6 | АИР225М8 |
37 | АИР200М2 | АИР200М4 | АИР225М6 | АИР250S8 |
45 | АИР200L2 | АИР200L4 | АИР250S6 | АИР250М8 |
55 | АИР225М2 | АИР225М4 | АИР250М6 | АИР280S8 |
75 | АИР250S2 | АИР250S4 | АИР280S6 | АИР280М8 |
90 | АИР250М2 | АИР250М4 | АИР280М6 | АИР315S8 |
110 | АИР280S2 | АИР280S4 | АИР315S6 | АИР315М8 |
132 | АИР280М2 | АИР280М4 | АИР315М6 | АИР355S8 |
160 | АИР315S2 | АИР315S4 | АИР355S6 | АИР355М8 |
200 | АИР315М2 | АИР315М4 | АИР355М6 | АИР355МВ8 |
250 | АИР355S2 | АИР355S4 | АИР355МВ6 | |
315 | АИР355М2 | АИР355М4 |
Тепловое реле электродвигателя. Характеристики и выбор – блог СамЭлектрик.ру
Тепловое реле РТЛ для электродвигателя
Тепловое реле служит для тепловой защиты электродвигателя. Реле защищает двигатель от перекоса фаз или пропадании фазы, от механической перегрузки и заклинивания ротора.
Тепловое реле двигателя, так же, как и защитный автомат, имеет время-токовую характеристику, которая показывает, что тепловое реле не может сработать при превышении тока уставки мгновенно.
Подробнее про эти характеристики – здесь.
Важно, что спасти от короткого замыкания тепловое реле не может – просто не успеет. Поэтому в цепь питания двигателя всегда перед пускателем ставят автоматический выключатель, предохраняющий от КЗ
Во всех современных “теплушках” есть одна пара нормально открытых (НО, NO) контактов и одна пара нормально закрытых (НЗ, NC). Обычно схему питания контактора строят так, что при срабатывании теплового реле НЗ контакты разрывают цепь питания катушки контактора, а НО контакты замыкаются и включают цепь индикации аварии.
https://youtube.com/watch?v=Fm7GmQ1BhnI
Тепловая защита электродвигателя заключается в том, что при прохождении через силовые контакты теплового реле тока двигателя нагревается специальная биметаллическая пластина, которая приводит в действие сигнальные контакты. Контакты слаботочные, и включаются в цепь управления пускателем.
При срабатывании реле необходимо устранить причину аварии, затем привести реле в исходное состояние. Для этого на корпусе имеется красная кнопка возврата, на которой напечатана буква R (Reset). В некоторых моделях возврат осуществляется автоматически.
Блог СамЭлектрик.ру в соцсетях:
Подписывайтесь! Будет интересно.
Тепловое реле РТЛ. Контакты для механической и электрической фиксации в пускателе
Как правило, тепловое реле крепится непосредственно на выходные контакты пускателя. И без пускателя не используется. Соответственно, тепловое реле включено с двигателем последовательно.
На фото видно (слева), как рекомендовано передвинуть ножки для разных пускателей.
Фиксация также обеспечивается специальным крючочком, который зацепляется за пускатель.
Такие тепловые реле можно применять только для контакторов советских разработок типа ПМЛ, для других производителей тепловые реле РТЛ могут не подойти.
Выбор теплового реле по мощности двигателя
У теплового реле есть один основной параметр, показывающий ток, при котором реле отключит электродвигатель. Ниже приводится таблица по выбору теплового реле для электродвигателей.
Номинальныйток пускателя, А | Тип реле | Диапазон регулирования максимального тока, А | Мощностьэлектродвигателя, кВт |
10 | РТЛ-1004 | 0,38 … 0,65 | – |
РТЛ-1005 | 0,6 … 1 | – | |
РТЛ-1006 | 0,9 … 1,6 | 0,4 | |
РТЛ-1007 | 1,5 … 2,6 | 0,75 | |
РТЛ-1008 | 2,4 … 4 | 1,5 | |
25 | РТЛ-1010 | 3,8 … 6 | 2,2 |
РТЛ-1012 | 5,5 … 8 | 3 | |
РТЛ-1014 | 7 … 10 | 4 | |
40 | РТЛ-1016 | 9,5 … 14 | 5,5 |
РТЛ-1021 | 13 … 19 | 7,5 | |
63 | РТЛ-1022 | 18 … 25 | 11 |
РТЛ-2053 | 23 … 32 | 15 | |
РТЛ-2055 | 30 … 41 | 18,5 | |
РТЛ-2057 | 38 … 52 | 22 | |
РТЛ-2059 | 47 … 64 | 25 | |
РТЛ-2061 | 54 … 74 | 30 |
Распространенные марки тепловых реле – РТЛ и РТИ, которые по параметрам идентичны, и отличаются в основном креплением и конструкцией.
В интернете гуляет табличка выбора теплового реле двигателя по мощности, где подробно перечислены параметры тепловых реле серии РТЛ. Стоит сказать об ошибке – во второй строке внизу вместо “РТЛ-ЮООМ” следует читать “РТЛ-1000М”. Кто-то распознавал бездумно.
Выбор теплового реле (5998 Загрузок)
И ещё фото старенькой теплушки, фото новых легко найти в интернете.
Такое тепловое реле ставится на пускатель ПМЕ.
Подробно про схему подключения теплового теле и схему подключения пускателя к трехфазному двигателю рассказано в другой моей статье. Рекомендую.
Перейдем непосредственно к теме. КАК ПОДОБРАТЬ ТЕПЛОВОЕ РЕЛЕ электродвигателя ИЛИ ПРАВИЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЕРЕГРУЗКИ
Читаем какой номинальный ток двигателя при подключении к сети 380 вольт (Iн). Этот ток, как мы видим на шильдике двигателя, Iн = 1,94 Ампера
Выражение «величина» является условным термином, обозначающим то, какой ток может пропустить через главные рабочие контакты выбранный магнитный пускатель. При присвоении величины считается, что пускатель работает при напряжении 380 В, а его рабочий режим АС-3.
Приведу список различий приборов по их величинам (токи в зависимости от величин):
- 0 – 6,3 А;
- 1 – 10 А;
- 2 – 25 А;
- 3 – 40 А;
- 4 – 63 А;
- 5 – 100 А;
- 6 – 160 А;
- 7 – 250 А.
Величины их допустимых токов, протекающих по контактам главной цепи, различаются от тех, что я привел вот по каким принципам:
- категория использования (она может быть АС-1 -, АС3, АС-4 и еще 8 категорий);
- первая подразумевает чисто активную нагрузку (или с малым присутствием индуктивности);
- вторая – для управления моторами, имеющими контактные кольца;
- третья – работу в режиме прямого запуска движков с ротором короткозамкнутого типа и подключение оных;
- четвертая — старт моторов, имеющих короткозамкнутый ротор, обесточивание движков, вертящихся медленно, либо недвижимых, торможение методом противотока.
Если увеличивать номер категории использования, то максимальный контактный ток главной цепи (при идентичности параметров коммутационной износостойкости) будет снижаться.
Вернемся к нашим баранам.
Тепловое Реле имеет шкалу, калиброванную в амперах. Обычно шкала соответствует значению тока уставки (тока несрабатывания реле). Срабатывания реле происходит в пределах 5-20% от превышения тока уставки потребляемым током электродвигателя. Т.е.
, при перегрузке электродвигателя на 5-20% (1,05*Iн — 1,2*Iн), произойдет срабатывание теплового реле в соответствии с его токовременной характеристикой.
Поэтому выбираем реле таким образом, чтобы ток несрабатывания теплового реле был на 5-10% выше от номинального тока защищаемого электродвигателя (см. таблицу ниже).
Таблица для подбора тепловых реле
0,37 | РТЛ-1005 | 0,6…1 | РТ 1305 | 0,6…1 |
0,55 | РТЛ-1006 | 0,95…1,6 | РТ 1306 | 1…1,6 |
0,75 | РТЛ-1007 | 1,5…2,6 | РТ 1307 | 1,6…2,5 |
1,5 | РТЛ-1008 | 2,4…4 | РТ 1308 | 2,5…4 |
2,2 | РТЛ-1010 | 3,8…6 | РТ 1310 | 4…6 |
3 | РТЛ-1012 | 5,5…8 | РТ 1312 | 5,5…8 |
4 | РТЛ-1014 | 7…10 | РТ 1314 | 7…10 |
5,5 | РТЛ-1016 | 9,5…14 | РТ 1316 | 9…13 |
7,5 | РТЛ-1021 | 13…19 | РТ 1321 | 12…18 |
11 | РТЛ-1022 | 18…25 | РТ 1322 | 17…25 |
15 | РТЛ-2053 | 23…32 | РТ 2353 | 23…32 |
18,5 | РТЛ-2055 | 30…41 | РТ 2355 | 28…36 |
22 | РТЛ-2057 | 38…52 | РТ 3357 | 37…50 |
25 | РТЛ-2059 | 47…64 | ||
30 | РТЛ-2061 | 54…74 |
Для большинства электродвигателей, произведенных в Китае, мы предлагаем подбирать ток несрабатывания теплового реле равным номинальному. Подобрав тепловое реле и соответствующий ему магнитный пускатель, настраиваем тепловое реле на нужный нам ток срабатывания.
Если двигатель трехфазный – то умножаем рабочий ток на 1,25- 1,5 – это и будет уставка теплового реле.
Схемы подключения
После того как промежуточное реле было установлено в электрический шкаф, следует осуществить его подключение в электрическую схему. Для этого применяются контакты самой катушки и непосредственные контактные элементы. Реле имеет, как правило, несколько пар контактов NO нормально открытые и NC нормально закрытые. Нормальным положением считается отсутствие подачи сигнала на катушку. Так как катушка не обладает полярностью, то подключение контактов осуществляется произвольно.
Устанавливается такой аппарат в схемах управления и автоматики. Располагается между исполнительным устройством (например, контактор) и источником задания. На рисунке изображена электрическая схема приспособления:
На картинке изображено промежуточное реле без подачи напряжения. Если его подать, то контакты переключатся. Напряжение в катушке может быть различное: 220, 24 и 12 вольт.
Как подключить приспособление указано на рисунке ниже:
В некоторых случаях реле промежуточного типа используется как контактор, тогда схема установки будет выглядеть следующим образом:
Как видно, промежуточное реле обладает тремя группами контактов, которые управляют нагрузкой и одной группой для удержания тока в катушке. Можно установить дополнительно контактор, тогда устройство подключается сначала к контактору.
Также данный аппарат можно подключать к датчику движения. Благодаря ему, к системе датчика движения есть возможность подключать несколько мощных ламп. Монтаж происходит следующим образом: обмотка приспособления подключается к датчику, а силовой контакт переключает нагрузку в системе светильников. Как установить такой датчик, показано ниже:
Еще один вариант установки электронного пускателя — к терморегулятору. Схема изображена на картинке (нажмите, чтобы увеличить):
В этом случае подключение терморегулятора и пускателя производится в последовательном порядке к первой фазе и нулевому проводу (на схеме они обозначаются как Т1 и К1 соответственно). Монтаж остальных контактов пускателя осуществляется равномерно между другими фазами.
Напоследок рекомендуем просмотреть полезное видео по теме:
https://youtube.com/watch?v=d6BA3PFlwCU
Вот и все, что хотелось рассказать вам о том, как правильно подключить данный аппарат. Надеемся, предоставленная видео инструкция и схемы подключения промежуточного реле были для вас полезными!
Материалы по теме:
- Подключение магнитного пускателя на 220 и 380 В
- Что такое модульный контактор
- Как подключить терморегулятор к обогревателю
https://youtube.com/watch?v=d6BA3PFlwCU