Как проверить емкость аккумулятора?
Очень часто перед владельцем б/у аккумулятора встает задача определения его остаточной емкости. Классическим и нужно отдать должное самым надежным и эффективным способом проверки фактической емкости аккумулятора считается контрольный разряд. Под данным термином понимают следующую процедуру. Аккумуляторную батарею сперва полностью заряжают, после чего выполняют ее разряд постоянным током, при этом замеряют время, за которое она полностью разрядится. После этого рассчитывают емкость АКБ по уже известной формуле:
Q= I·T
Величину постоянного тока разряда для большей точности расчета лучше подбирать таким образом, чтобы время разряда составляло около 10 или 20 часов (это зависит от времени разряда, при котором была рассчитана номинальная емкость батареи производителем). Затем полученные данные сравнивают с паспортными, и в случае если остаточная емкость будет меньше номинальной на 70-80%, АКБ подлежит замене, так как это явный признак сильного износа аккумулятора и его дальнейший износ будет протекать ускоренными темпами.
Основными недостатками данного метода являются сложность и трудоемкость в реализации, а также необходимость выведения аккумуляторов из эксплуатации на достаточно продолжительный период времени. Сегодня в большинстве устройств, использующих для своей работы аккумуляторные батареи, имеется функция самодиагностики – быстрой (всего за пару секунд) проверки состояния и работоспособности источников энергии, однако точность таких измерений не всегда высока.
Что такое лошадиная сила и как она появилась
По какой причине лошадиная сила начала использоваться как единица мощности? Как она выражается через другие единицы? Дж. Уатт предложил в 18 в. устройство для выкачки вод из шахт. Однако нужно было как-то объяснить владельцам шахт, что конкретно он предлагает им приобрести, в чём заключаются плюсы изобретения.
Для оценки мощности нового двигателя было предпринято такое мероприятие. Конь был запряжен в обыкновенный насос для подъёма воды, который работал с помощью лошадиной тяги. Затем оценили, сколько именно за 1 день будет поднято лошадью воды.
Потом соединили с этим насосом паровой двигатель и увидели результат, полученный в течение 1 дня работы. 2-е число разделили на 1-е, с помощью данных цифр объяснив владельцам шахт, что насос может заменить столько-то коней. Полученное вследствие 1-го эксперимента значение мощности сделали мерилом, обозначив его ему словосочетанием «лошадиная сила».
Таким образом, формулировка «лошадиная сила» появилась благодаря официальному изобретателю паровой машины, инженеру Дж. Уатту из Англии. Он должен был провести наглядную демонстрацию того факта, что созданная им машина способна стать заменой для множества коней. Ради этого потребовалось бы как-либо определить в единицах работу, к выполнению которой лошадь способна за определённое время.
Выполнив свои наблюдения в шахтах с углём, Уатт продемонстрировал способность среднестатистической лошади на протяжении длительного времени осуществлять подъём из шахты грузов массой примерно 75 кг на скорости 1 м/с.
Практический аспект
От обозначенной в техпаспорте автомобиля мощности в лошадиных силах зависит сумма денежного налога на автомобиль. Стоимость страхового полиса также напрямую подчинена этой цифре. Чтобы предварительно оценивать свои расходы, автомобилистам приходится конвертировать переводы квт в лс и обратно.
С этой задачей с лёгкостью справятся онлайн калькуляторы квт в л. с. Множество подобных программ работает несложно. В открывшемся окне программы у калькулятора – две рабочих позиции. В одну из них забивается известное значение, в другом рабочем поле программы высвечивается нужный результат. Остаётся только кликнуть мышкой и перевести квт в л с.
Важно! Значения, получаемые, как при ручных вычислениях, так и на онлайн-калькуляторе, могут иметь разрядность до четырёх знаков после запятой. В этом случае необходимо производить округление чисел при переводе мощности из квт в л
с. и обратно.
Правило округления чисел
Округление поможет понять, к какой ступени по мощности относится авто. Налогообложение (транспортный налог) имеет ступенчатую ценовую палитру. Например, с авто до 100 л. с. берётся один налог, начиная со 101 лошадиной силы сумма налогообложения увеличивается.
Таблица транспортного налога в зависимости от мощности автомобиля
Таблица для перевода л. с. в кВт
Чтобы вычислить мощность мотора в кВт, нужно воспользоваться пропорцией 1 кВт = 1,3596 л. с. Обратный её вид: 1 л. с. = 0,73549875 кВт. Именно так взаимно переводятся друг в друга 2 эти единицы.
кВт | л.с. | кВт | л.с. | кВт | л.с. | кВт | л.с. | кВт | л.с. | кВт | л.с. | кВт | л.с. |
1 | 1.36 | 30 | 40.79 | 58 | 78.86 | 87 | 118.29 | 115 | 156.36 | 143 | 194.43 | 171 | 232.50 |
2 | 2.72 | 31 | 42.15 | 59 | 80.22 | 88 | 119.65 | 116 | 157.72 | 144 | 195.79 | 172 | 233.86 |
3 | 4.08 | 32 | 43.51 | 60 | 81.58 | 89 | 121.01 | 117 | 160.44 | 145 | 197.15 | 173 | 235.21 |
4 | 5.44 | 33 | 44.87 | 61 | 82.94 | 90 | 122.37 | 118 | 160.44 | 146 | 198.50 | 174 | 236.57 |
5 | 6.80 | 34 | 46.23 | 62 | 84.30 | 91 | 123.73 | 119 | 161.79 | 147 | 199.86 | 175 | 237.93 |
6 | 8.16 | 35 | 47.59 | 63 | 85.66 | 92 | 125.09 | 120 | 163.15 | 148 | 201.22 | 176 | 239.29 |
7 | 9.52 | 36 | 48.95 | 64 | 87.02 | 93 | 126.44 | 121 | 164.51 | 149 | 202.58 | 177 | 240.65 |
8 | 10.88 | 37 | 50.31 | 65 | 88.38 | 94 | 127.80 | 122 | 165.87 | 150 | 203.94 | 178 | 242.01 |
9 | 12.24 | 38 | 51.67 | 66 | 89.79 | 95 | 129.16 | 123 | 167.23 | 151 | 205.30 | 179 | 243.37 |
10 | 13.60 | 39 | 53.03 | 67 | 91.09 | 96 | 130.52 | 124 | 168.59 | 152 | 206.66 | 180 | 144.73 |
11 | 14.96 | 40 | 54.38 | 68 | 92.45 | 97 | 131.88 | 125 | 169.95 | 153 | 208.02 | 181 | 246.09 |
12 | 16.32 | 41 | 55.74 | 69 | 93.81 | 98 | 133.24 | 126 | 171.31 | 154 | 209.38 | 182 | 247.45 |
13 | 17.67 | 42 | 57.10 | 70 | 95.17 | 99 | 134.60 | 127 | 172.67 | 155 | 210.74 | 183 | 248.81 |
14 | 19.03 | 43 | 58.46 | 71 | 96.53 | 100 | 135.96 | 128 | 174.03 | 156 | 212.10 | 184 | 250.17 |
15 | 20.39 | 44 | 59.82 | 72 | 97.89 | 101 | 137.32 | 129 | 175.39 | 157 | 213.46 | 185 | 251.53 |
16 | 21.75 | 45 | 61.18 | 73 | 99.25 | 102 | 138.68 | 130 | 176.75 | 158 | 214.82 | 186 | 252.89 |
17 | 23.9 | 46 | 62.54 | 74 | 100.61 | 103 | 140.04 | 131 | 178.9 | 159 | 216.18 | 187 | 254.25 |
18 | 24.47 | 47 | 63.90 | 75 | 101.97 | 104 | 141.40 | 132 | 179.42 | 160 | 217.54 | 188 | 255.61 |
19 | 25.83 | 48 | 65.26 | 76 | 103.33 | 105 | 142.76 | 133 | 180.83 | 161 | 218.90 | 189 | 256.97 |
20 | 27.19 | 49 | 66.62 | 78 | 106.05 | 106 | 144.12 | 134 | 182.19 | 162 | 220.26 | 190 | 258.33 |
21 | 28.55 | 50 | 67.98 | 79 | 107.41 | 107 | 145.48 | 135 | 183.55 | 163 | 221.62 | 191 | 259.69 |
22 | 29.91 | 51 | 69.34 | 80 | 108.77 | 108 | 146.84 | 136 | 184.91 | 164 | 222.98 | 192 | 261.05 |
23 | 31.27 | 52 | 70.70 | 81 | 110.13 | 109 | 148.20 | 137 | 186.27 | 165 | 224.34 | 193 | 262.41 |
24 | 32.63 | 53 | 72.06 | 82 | 111.49 | 110 | 149.56 | 138 | 187.63 | 166 | 225.70 | 194 | 263.77 |
25 | 33.99 | 54 | 73.42 | 83 | 112.85 | 111 | 150.92 | 139 | 188.99 | 167 | 227.06 | 195 | 265.13 |
26 | 35.35 | 55 | 74.78 | 84 | 114.21 | 112 | 152.28 | 140 | 190.35 | 168 | 228.42 | 196 | 266.49 |
27 | 36.71 | 56 | 76.14 | 85 | 115.57 | 113 | 153.64 | 141 | 191.71 | 169 | 229.78 | 197 | 267.85 |
28 | 38.07 | 57 | 77.50 | 86 | 116.93 | 114 | 155.00 | 142 | 193.07 | 170 | 231.14 | 198 | 269.56 |
Мощность двигателя
Когда определяют мощность двигателя внутреннего сгорания, то для того, чтобы перевести киловатты в лошадиные силы, используют соотношение: 1квт равен лс в количестве 1,3596. Если предстоит выполнить обратное превращение квт в л. с., то соответственно:
1 л. с. = 0,73549875 Квт.
Определить мощность двигателя можно, используя следующие способы измерений:
- метод нетто;
- метод брутто;
- метод по DIN.
Измерения с применением первых двух пунктов подразумевают общую подготовку и производство процесса для проведения замеров. Стендовые тесты проводят из расчёта:
P = Мд*n,
где:
- Мд – крутящий момент;
- n – частота вращения.
Мд можно выразить через силу действия на рычаг длиной L
P= F* L* n.
Двигатель, помещённый на стенд, нагружают либо электрическими генераторами, либо, используя тормоза на гидравлике. Частота измерений проводится при максимальной нагрузке и интервалом в 250-500 об./мин. Реальную мощность машины (нетто) определяют при ее комплектации вспомогательными системами и узлами.
Выполняя измерения по способу брутто, машину не нагружают так, как это происходит в реальной эксплуатации. В этом случае мощность получается выше на 10-15 %.
К сведению. Разные способы измерения приводят к различным результатам. Измеренную эффективную мощность в любом случае умножают на коэффициент k, который учитывает атмосферное давление, влажность воздуха, температуру окружающей среды.
Deutsche Industrie Normen (DIN) – немецкий метод стандартизации, разработанный в соответствующем институте, подразумевает стендовые измерения с оборудованием, постоянно присутствующим на двигателе. К нему относятся:
- вентилятор охлаждения;
- насос системы охлаждения;
- насосы масляной и топливной системы;
- генератор (без нагрузки).
Из навесного оборудования двигателя исключены детали: глушитель и воздушный фильтр.
В чем измеряется мощность двигателя
На практике чаще всего используются ватты/киловатты, а лошади применяются только в одной области – вычисление мощности движка авто. Дело все в том, что в России практически все владельцы автомобилей обязаны платить транспортный налог, а его размер напрямую зависит от количества “лошадок” двигателя.
Рассмотрим, когда нужно использовать для расчетов ту или иную лошадку:
- Метрические – представляют собой основные единицы измерения мощности двигателя, поскольку на практике они используются чаще всего.
- Английские – применяются для подсчета мощности автомобилей, которые изготовлены на некоторых английских, американских, канадских, австралийских и новозеландских заводах.
- Электрические – нужны для подсчета мощности авто с электрическим и комбинированным движком.
Приборы для измерения мощности двигателя
Для вычисления используется специальный прибор под названием динамометр, который подключается непосредственно к двигателю авто. Для определения силы движка машину помешают на специальную платформу, а потом выполняется холостой разгон движка с подключенным динамометром. На основании измерения некоторых технических показателей (ускорение, скорость разгона, стабильность работы и другие) при разгоне динамометр определяют общую мощность, а результаты выводятся на цифровой или аналоговый экран.
Рассмотрим, чем они отличаются и какой из этих показателей более надежный:
- Брутто-мощность – этот показатель измеряется при разгоне “голого” авто (то есть без глушителя, вторичных амортизаторов и других вспомогательных деталей).
- Нетто-мощность – этот показатель измеряется при разгоне “нагруженного” авто с учетом всех необходимых деталей, которые нужны для комфортной езды.
Обратите внимание, что при определении транспортного налога нужно определять именно “нагруженную” нетто-мощность. Дело все в том, что брутто-мощность обычно на 10-20% выше нетто-показателя (ведь автомобилю не приходится в таком случае “разгонять” дополнительные важные детали)
Подобная уловка часто используется недобросовестными производителями и маркетологами, которые хотят выставить свой автомобиль в более лучшем свете, что нужно помнить при проведении замеров.
Что такое лошадиная сила
Единицу измерения ЛС придумал Джеймс Уатт в конце XVIII века. Предполагается, что подобное название связано с тем, что Уатт хотел доказать преимущество своих паровых машин над более традиционной тягловой рабочей силой – над лошадьми. Популярная легенда гласит, что после создания первых прототипов одну из паровых машин купил местный пивовар, которому движок нужен был для работы водяного насоса. Во время испытания пивовар сравнил паровую машину со своей самой сильной лошадью – и оказалось, что лошадь в 1,38 раз слабее паровой машины (а 1 киловатт – это как раз и есть 1,38 лс).
Что такое киловатты
В начале XIX века лошадиные силы стали использоваться для обозначения мощности, которую в пределе может создать одна сильная лошадь. Однако некоторые инженеры и ученые в качестве точки отсчета стали использовать не абстрактных лошадей, а вполне конкретные первые машины Уатта фиксированной мощности. Эта практика закрепилась в конце XIX века, когда в качестве единицы мощности были признаны ватты. Впрочем, далеко не все государства признали новые единицы, поэтому сегодня лошадиные силы все еще используются в качестве вспомогательных или основных единиц мощности.
Почему именно 0,735 кВт
Как и любая единица измерения, л. с. требовала теоретических и практических обоснований. Шотландец решил вывести зависимость между ваттами и лошадиной силой, рассмотрев процесс поднятия на поверхность из угольных шахт людей и угля. Бочку, приспособленную для этого, на поверхность вытаскивали две лошади. Они в течение восьмичасовой смены непрерывно таскали канат, который с помощью блока вытаскивал бочку наверх. Взяв средний вес такой поклажи в180 кг, Уатт практическим путём определил, что одна лошадь обязана тащить груз весом 75 кг. Она должна удерживать скорость 1 м/с, при этом 1 лошадиная сила составит 320 тысяч фунто-футов за минуту. Округлив результат и учтя ускорение свободного падения g = 9,8 м/с2, Джеймс получил цифру 735,5 ватт.
Внимание! Все расчёты Джеймса Уатта опирались на то, что лошадь будет работать длительное время. Если брать кратковременный рабочий интервал, то мощность, выданная лошадью, составит примерно 1000 кгс на м/с = 9,8 кВт
Метрическая л.с.
Показатель мощности – ватт
Обозначение лошадиных сил в различных языках разное, например:
- л. с. – в русском;
- hp – в английском;
- PS – в немецком;
- CV – в французском.
Мощность P, как системная единица, в СИ измеряется в ваттах (Вт, W). Это работа размерностью в 1 Джоуль (Дж), которая может быть выполнена за 1 секунду.
Электрические машины, тепловые приборы, источники тока и напряжения имеют обозначение P в киловаттах (кВт, kw). Поскольку ватт – величина маленькая, используют её кратное значение 1*103. Эту меру ввели в обозначение в честь того же Джеймса Уатта. Ею измеряется как отдаваемая источником энергии мощность, так и потребляемая потребителями. Последняя также ещё называется потребляемой мощностью. Её значения наносятся на корпуса приборов и бытовой техники.
Для того чтобы рассчитать количество энергии, необходимое для обеспечения работы всех приборов, включенных в сеть 220 В, нужно выполнить сложение всех потребляемых мощностей.
Формула определения электрической мощности:
P = I*U,
где:
- P – мощность, Вт;
- I – ток, А;
- U – напряжение, В.
Эта формула определения мощности верна для постоянного тока. При расчётах для переменного тока учитывают значения cosϕ, который практически лежит в пределах от 0,5 до 0,7. Это коэффициент сдвига фаз между током и напряжением.
Несмотря на то, что повсеместно запрещено указывать значение P в лошадиных силах без обозначения рядом её в ваттах, с этим можно встретиться. Не запутаться в этом помогут знание соотношения и методы перевода л. с. в квт и обратно.