Затраты электроэнергии
Хорошая зарядка от мощного смартфона способна намотать 10-15 кВт, пока телефон заряжается. К тому же она относится к импульсным устройствам — будет потреблять электроэнергию до тех пор, пока владелец не отключит блок питания от сети. Однако при этом о затратах электроэнергии беспокоиться не стоит.
@Kai Hendry
Пока к зарядке не подключён смартфон, реальное потребление электричества ею критично малое. На её долю приходится буквально сотая часть киловатта. При общих тратах электроэнергии в доме — телевизор, компьютер, бытовая техника — это ничто.
Так что спешу успокоить всех бережливых пользователей — больше платить за свет из-за дурной привычки не придётся. Этим вопросом задавались и учёные. В результате небольшого эксперимента они выяснили, что семь зарядок, непрерывно находящихся в розетке, за год намотают лишь около 2 кВт. Более того, меньшее количество зарядных устройств просто не учитывалось счётчиком.
Причины взрыва АКБ
Основной причиной взрыва АКБ является скопление большого количества горючих газов и возникновение факторов, которые приводят к их воспламенению. А выделение газов начинает происходить, когда полностью расходовался сульфат свинца, образованный при разряде.
То есть, как только батарея восстановит заряд (расходует сульфат), начинает процесс разложения воды. Отсюда получается, что основная причина взрыва – перезаряд АКБ.
А произойти перезаряд может в двух случаях – длительная зарядка батареи (поставили на подзарядку и забыли) и неправильная работа регулятора напряжения генератора.
Что касается первой причины, то этого не произойдет, если зарядное устройство – автоматическое, и после полного восстановления заряда оно перестает подавать напряжение.
И даже с таким зарядным устройством необходимо полностью соблюдать все меры предосторожности при проведении обслуживающих работ. Второй случай более распространен
Дело в том, что максимальное напряжение, которое должно подаваться от генератора на АКБ, должно не превышать 14,2 В. Если регулятор неисправен, то часто на батарею подается напряжение большего значения
Второй случай более распространен. Дело в том, что максимальное напряжение, которое должно подаваться от генератора на АКБ, должно не превышать 14,2 В. Если регулятор неисправен, то часто на батарею подается напряжение большего значения.
А поскольку на авто аккумулятор работает в циклическом режиме, то перезаряды у него случаются систематически, а отсюда и большое количество выделяемых газов.
Горючие газы скапливаются под верхней крышкой батареи. Чтобы этого не происходило, предусмотрена система вентиляции корпуса (отверстия в крышах банок, вентиляционная трубка), которые и должны отводить образованные газы.
Но небрежная эксплуатация батареи часто сопровождается закупоркой вентиляционных отверстий, в результате горючим компонентам деваться некуда, и они скапливаются внутри АКБ.
Количество этих газов зависит от внутреннего пустого объема. В банках батареи хоть и расположены пакеты электродов и электролит, но они занимают не все пространство, остается место, отведенное как раз для газов, которые и должны отводиться.
Если АКБ не обслуживать, то расщепление воды приводит к уменьшению объема электролита, в результате незанятый объем увеличивается, из-за чего внутри банки может скапливаться больше газа, а чем больше их – вероятность взрыва выше, увеличивается и сила его.
Меры предосторожности
Чтобы не жертвовать собой и своей жизнью в результате экспериментов с блоком питания, нужно соблюдать некоторые меры предосторожности. Они не только могут спасти батарею, но и всю жизнь человека от несчастного случая взрыва:
- Если человеку нужно вынуть АКБ, то прежде стоит отключить телефон. Без этого телефон может потерять все данные, которые хранились на нем до отключения;
- Ни в коем случае нельзя допускать нагрева батареи. Достаточно экстремальные способы, такие как зарядка при помощи батареи или нагрева, могут спровоцировать нагревание АКБ. Этого нельзя допускать, так как может произойти взрыв;
- Разряжайте аккумулятор раз в 2-3 месяца. Этого некоторая тренировка, которая продлит его жизнь. Для неё нужно полностью разряжать батарейку, а после во включенном состоянии заряжать до конца;
- Не допускайте перезаряда АКБ, так как это снижает её емкость. Если батарейка села, то заряжать её нужно до 100%, а после отключаться из сети;
- Не заряжайте вышеперечисленными способами габаритные аккумуляторы. Эти методы не подходят для данных целей.
Если соблюдать данные меры предосторожности, то можно избежать различных несчастных случаев. Техника – это не просто развлечение
С ней нужно действовать аккуратно и осторожно.
Станем ли мы больше платить за расход электроэнергии
Зарядное устройство, подключенное к сети, постоянно потребляет электроэнергию даже в том случае, когда телефон не заряжается. В пассивном режиме оно потребляет минимальное количество электроэнергии, так что счет оплаты за месяц пополнится сущими копейками. Если произвести расчет за год, то потребление не превысит 1/3 кВт.
Такая сумма явно не поправит ваш семейный бюджет. Но если вы человек принципиальный и привыкли бережно относиться к деньгам, то никогда не забудете отключить устройство после зарядки телефона.
Как это повлияет на срок эксплуатации устройства
Есть еще один миф, и он очень популярен в народе. Поговаривают, что у каждой зарядки есть свой «срок жизни» и он зависит от того, насколько часто человек подключает ее к сети и оставляет работать в холостом режиме. Выходит, что чем больше она будет подключена к розетке, тем быстрее испортится.
Не будем лукавить, толика истины в этом утверждении существует. У каждого устройства есть ресурс работы и для него он составляет где-то 50 000 часов, соответственно, 2000 суток и, приблизительно, 6 лет. Зарядка может быть все эти годы подключена к сети и с ней ничего не случится.
Если вы будете регулярно отключать устройство от сети, то срок эксплуатации ее увеличится на несколько лет. Но есть ли в этом смысл? За годы эксплуатации могут расшататься разъемы, сам блок может потерять привлекательный вид или будут выпущены зарядки нового образца, которые по своим характеристикам превзойдут вашу.
Фото: https://shop.mts.ru/upload/iblock/fad/fad203acedb594675830864ee1b97767.jpg
Модели телефонов очень быстро стареют и люди стараются раз в 3-4 года приобрести новую, к которой обязательно будет приложен и новенький блок зарядки. Если вы очень рачительный хозяин и не хотите в течение 10-15 лет прощаться со своим смартфоном и зарядным устройством к нему, то регулярно выключайте блок после того, как зарядите телефон.
Существует ли угроза возникновения пожара
В специальных розетках предусмотрены порты USB. С виду это обычные розетки, где размещены круглые разъемы, но чуть ниже можно заметить порты прямоугольной формы, точь- в- точь такие же, как на зарядках. Кроме этого, внутренности розетки напичканы той же начинкой, что и у зарядных устройств. Если открыть крышку, то можно увидеть систему проводов и схему.
Это значит только одно: перед нами стационарный блок питания, вмонтированный в стену. Он постоянно подпитывается от сети, ничто не может вызвать его возгорания, поэтому бояться пожара в доме от него не стоит.
Некоторые факторы все же могут привести к возгоранию в доме и среди них:
- неисправная либо старая проводка;
- не установлена автоматическая защита от перегрузок и короткого замыкания.
В этих случаях ничто не застраховано от возгорания. Замыкание может возникнуть на любом участке цепи, независимо от того, включено зарядное устройство или нет. В квартирах с такой проводкой нужно внимательно следить за работой другой бытовой техники (телевизора, холодильника). Но еще лучше полностью сменить проводку и поставить автомат, чтобы лишний раз не беспокоиться.
Желательно отключать зарядку и все бытовые приборы во время грозы. Это стандартное правило пожарной безопасности, которое следует соблюдать. Если блок зарядки неисправен, то его тем более не следует оставлять в розетке. Если им случайно воспользоваться, то можно испортить сам телефон.
#1. Миф о затратах электроэнергии
Ошибочно утверждать, что зарядка в сети без подключенного телефона вообще не потребляет электроэнергии. Все блоки питания (зарядное устройство правильнее называть именно так) наших гаджетов – импульсные. Это значит, что при отсутствии нагрузки на источник питания, данное зарядное устройство все равно потребляет электроэнергию из-за особенностей своей схемы. Другими словами: зарядка, воткнутая в сеть и не заряжающая смартфон, тем не менее потребляет электроэнергию.
Нужно сразу сказать, что потребление энергии в таком случае минимально. В этом плане можно вообще никогда не вытаскивать зарядку из розетки, поскольку экономить счет за электричество таким путем не удастся. Да, мотает, но настолько мало, что даже самый жадный человек не сможет сказать, что он на этом сэкономил. Поэтому вывод простой: даже если включить все ваши зарядные устройства одновременно в розетки и оставить их там навсегда, на вашем материальном состоянии это никак не отразится.
Для примера давайте подсчитаем, сколько потребляет моя зарядка от телефона Lenovo. Все технические характеристики указаны на корпусе.
Потребляемый ток по высокой стороне составляет 0.3 А, напряжение 220 – 240 Вольт. По низкой стороне напряжение и ток соответственно 5 Вольт и 1.5 А. Отсюда несложно подсчитать мощность в РЕЖИМЕ ЗАРЯДА: 5 В * 1.5 А = 7.5 Вт. То есть во время зарядки мой телефон потребляет 7.5 Вт в час. В сутки это будет 180 Вт. В год – 65.7 кВт. Собственно существенная цифра, но есть одно но. Такое потребление ваш счетчик намотает, если телефон будет ЗАРЯЖАТЬСЯ КРУГЛЫЙ ГОД без перерыва.
А так как после вытаскивания шнура из телефона, потребление самой зарядки на холостом ходу составляет доли процентов от этой цифры, семейный бюджет от этого особо не пострадает, поэтому о чрезмерном энергопотреблении в условиях оставленной зарядкой беспокоится не стоит.
Вопрос потребления электроэнергии зарядными устройствами, работающими вхолостую даже заинтересовал группу исследователей, которые взялись найти доказательства тому, почему нельзя оставлять зарядку в розетке. После безуспешных попыток отличить показания счетчика с воткнутыми зарядками и без, специалистам пришлось подключить в сеть семь зарядок, только тогда появилось маленькое отличие от нуля.
По результатам подсчетов было сделано заключение, что семь зарядок, постоянно включенных в сеть, в год намотают около двух киловатт. Это очень мало, поэтому мы и говорим, что включенная зарядка без заряжающегося устройства никак не отразится на вашем благосостоянии.
Что нужно для зарядки АКБ
Если вы остались без зарядки, но зарядить аккумулятор нужно, приходится думать, как это сделать. Для начала подключаем простейшую логику и немного знаний об устройстве автомобильных аккумуляторных батарей. На легковых машинах в основном используются АКБ, номинальное напряжение у которых составляет 12 Вольт. При этом их средняя ёмкость варьируется в пределах от 50 до 70 Ач. Отсюда делаем вывод, что выходное напряжение на блоке питания должно превышать 14 Вольт, а на выдаче должно составлять минимум 1 Ампер. Но по факту одного Ампера для зарядки стандартной автомобильной аккумуляторной батареи мало. Потому будет идеально, если в работе будет участвовать блок питания на 3-4 Ампера.
Ещё одним важным составляющим компонентом зарядки АКБ без зарядного устройства считается балласт. Здесь можно использовать резисторы или лампочки. Их подключают к схеме, когда происходит процесс пополнения заряда батареи. Многие игнорируют необходимость использования балласта, считая это лишней тратой времени и сил. Но по факту наличие балластной нагрузки позволяет предотвратить возможный выход из строя блока питания, либо же самого аккумулятора. Потому не стоит отказываться от балласта. Последним, но не менее значимым, элементом выступает прибор для контроля. Подойдёт стандартный мультиметр, либо же отдельный амперметр и вольтметр. Многофункциональным мультиметром пользоваться намного удобнее. Плюс его дополнительные возможности пригодятся в процессе обслуживания и ремонта автомобиля. Полезная вещь в арсенале любого автовладельца. Дополнительно могут потребоваться провода из меди, изолирующая лента, инструменты и пр. Тут уже всё зависит конкретно от того метода подзарядки аккумулятора, который вы выбрали для использования.
От чего воспламеняется газ
Чаще же взрыв происходит от стороннего источника – искры. И мест ее образования – вполне достаточно. Искра может появиться при внутреннем замыкании, когда повреждено соединение перемычек банок, при плохом контакте клемм АКБ с клеммниками бортовой сети, замыкании клемм, окислов.
Не стоит забывать и о статическом электричестве и неаккуратном поведении возле батареи, к примеру, нельзя проводить обслуживание батареи с сигаретой, не допускается подсвечивание зажигалкой или спичками при открывании крышек банок.
Водород – газ очень горючий и достаточно малейшей искры для его взрыва.
Теория взрыва, или почему кипит электролит
Аккумуляторная батарея на авто постоянно работает в режиме разряда-заряда. К примеру, при запуске, стартер потребляет большое количество энергии, но после пуска, в работу включается генератор, который восстанавливает расходованный батареей заряд, и так происходит постоянно.
При этом во время отдачи заряда в АКБ проходят окислительно-восстановительные химические процессы, в результате которых из обычного свинца происходит образование сульфата свинца.
При этом на положительных электродах осуществляется восстановление оксида свинца, а на отрицательных – окисление свинца.
Все эти процессы сопровождаются расходом серной кислоты, из-за чего плотность электролита падает (массовая часть кислоты снижается относительно дистиллята).
При заряде происходят те же процессы, но в обратном порядке. По мере заряда, образованный в результате реакций при разрядке сульфат свинца, распадается на составные части.
И когда он полностью расходуется, реакция не останавливается, но в ней уже участвует другая составная часть электролита – дистиллят.
После полного получения заряда, когда сульфата не осталось, начинается процесс электролиза дистиллированной воды, сопровождающийся разделением ее на составные компоненты – водород (выделяется на отрицательном электроде) и кислород (образуется на положительном электроде).
А вот эти компоненты уже являются взрывоопасными, и их воспламенение и является следствием взрыва АКБ.
Визуально процесс электролиза выглядит как закипание электролита. Многие автомобилисты как раз и ориентируются поэтому – если батарея бурлит, значит, она заряжена.
Но на самом деле кипение электролита – это активное выделение горючих газов. От этих процессов никуда не деться, они нужны для нормальной работы АКБ. И если соблюдать все меры безопасности, то выделение горючих газов ничем не грозит.
Популярные типы АКБ
На автотранспорте сейчас самыми распространенными являются свинцово-кислотные типы АКБ.
Несмотря на использование электролита (раствора серной кислоты в дистилляте), благодаря которому возможно проведение химических реакций, сопровождающихся выделением электрического разряда, такие аккумуляторы считаются безопасными, но лишь условно.
АКБ имеют герметичные корпуса, которые по максимуму предотвращают вытекание электролита. Но все же являются они лишь условно-безопасными.
А все потому, что протекание кислотного раствора в результате повреждения корпуса (трещина и т. д) — не самое опасное, большую опасность представляет возможность взрыва с разлетом частиц корпуса и капель электролита.
Для многих автомобилистов может показаться, что АКБ взорваться не может, просто хотя бы потому, что в его конструкции нет ничего, относящегося к взрывоопасным и легковоспламеняемым веществам, но факт остается фактом, такие случаи бывают.
Как отмечено, работа аккумуляторной батареи основывается на проведении химических реакций, которые и могут стать причиной выделения взрывоопасных веществ.
И как не странно, но появление таких компонентов обеспечивается благодаря наличию дистиллированной воды.
Отметим, что взрыв АКБ возможен только при стечении определенных факторов. Но вначале немного теории.