Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность

Аккумуляторные и обычные батарейки

Все современные батарейки подразделяются на 2 больших вида:

  • Обычные (не заряжаемые) – одноразового использования элементы, имеющие емкость от 600-700 до 10 000-12 000 мАч и напряжение – от 1,5 до 9 В.
  • Аккумуляторные (перезаряжаемые) – способны к многократной перезарядке. Обладают емкостью до 3000-4000 мАч и напряжением от 1,2-1,5 до 3,6-3,7 В. В зависимости от используемых при производстве материалов, они бывают никель-кадмиевые, литий-ионные, никель-цинковые, никель-металлгибридные.

Основная масса аккумуляторных батарей относится к типу АА.

Внешне аккумуляторный элемент питания можно отличить от обычного по следующим признакам:

  • Наличие надписи ««rechargeable», обозначающей, что батарею можно зарядить после того, как она полностью села.
  • Выделенная большими цифрами емкость в мАч.

На заметку. Несмотря на бытующее мнение о том, что и алкалиновые батарейки можно много раз подзаряжать, они являются одноразовыми и не предназначены для многоразового использования. Их зарядка может вызвать повреждение или выход из строя дорогого подзарядного устройства для аккумуляторов.

Также отличительной чертой аккумуляторных батарей является их более высокая, по сравнению с солевыми или алкалиновыми аналогами, цена – самый простой аккумулятор имеет стоимость в 5-6 раз больше, чем дорогая обычная солевая или алкалиновая батарея.

Проверка реальной емкости

Емкость АКБ представляет собой способность батареи запасать электроэнергию для дальнейшего ее использования потребителем. Она считается важнейшей численной характеристикой, дающей возможность оценивать длительность автономной работы гаджета. При желании проверить батарею электросамоката следует начать именно с этого показателя.

Пробег на одном заряде не удастся увеличить. Но узнать его, проверив емкость аккумулятора электросамоката, вполне возможно, даже не прибегая к помощи специалистов

При этом важно отличать реальную емкость от указанной в технических характеристиках устройства

Зачем знать реальную емкость

Необходимость определения реальной емкости батареи объясняется на примере. Так, если в устройстве установлен аккумулятор на 14 Ач, а двигателю для работы требуется 6,9 А, длительность работы этого устройства составляет 2 часа. При передвижении со скоростью 25 км/час пользователю удастся преодолеть около 50 км за пару часов.

Подобным способом удастся высчитать длительность автономной работы любого иного устройства.

Для проверки работоспособности аккумулятора электросамоката потребуется знать точную емкость. И хотя данная характеристика всегда указывается в приложении к устройству, ее соответствие действительности можно оспорить.

Чем реальная емкость отличается от указанной в характеристиках

Данный вопрос также целесообразно рассмотреть на примере. Остановив свой выбор на электросамокате Speedway 5, не стоит доверять обозначенной в характеристиках емкости (23,4 Ач). Данный показатель обязательно нужно проверить в ближайшее время после покупки гаджета, чтобы в дальнейшем не удивляться новым явлениям. Это же касается электросамокатов Xiaomi и иных моделей. Реальная емкость может быть ниже заявленной производителем по следующим причинам:

  • аккумулятор уже имеет определенный пробег;
  • батарея собрана собственноручно (детали приобретались отдельно).

Отличие реальной емкости от идеальной состоит в наличии у первой погрешности, теплового коэффициента и утечек.

Несмотря на то, что истинный показатель может быть ниже заявленного, это вовсе не означает, что устройство не будет выполнять свои функции или проработает всего несколько дней. В действительности мало кто из пользователей задумывается о проверке АКБ, при этом их гаджеты работают долгое время без проблем. К тому же, даже при уменьшенной емкости срок службы электросамоката и его составляющих при правильной эксплуатации полностью соответствует указанному в технических характеристиках от производителя.

Схема проверки реальной емкости

Узнать реальный показатель возможно после полного цикла разрядки-зарядки. Это говорит о том, что при покупке нового аппарата провести тест будет проблематично.

Принцип проверки состоит в полной разрядке батареи с постоянной электрическом мощностью. Одновременно следует засечь длительность разрядки. В дальнейшем из мощности нужно вычесть потребляемую силу тока.

Рассмотрим на примере: подключаем устройство на 1 А к батарее с емкостью (указанной производителем) 5 Ач. Если АКБ разряжается не за 5 часов, а, к примеру, за 3, это указывает на то, что реальная емкость равна 60% от заявленного показателя, т.е. 3 Ач.

Методику разрешается применять для любого типа аккумуляторов.

Проверка напряжения аккумулятора

Для того чтобы проверить напряжение аккумулятора мультиметром, необходимо сделать несколько простых действий:

  • Не забыть переключить режим мультиметра на вольтаж (измерение U). Не путать с понятием «ампераж».
  • Поставить амплитуду вольтажа от 0 до 20 В;
  • Отключить АКБ от автомобильной электропроводки.
  • Красный проводок со щупом присоединить к плюсовой клемме аккумулятора.
  • Черный проводок со щупом присоединить к минусовой клемме АКБ.
  • Посмотреть на табло мультиметра и запомнить показания.

Важно иметь в виду, что снятые показатели означают напряжение батареи, находящейся в покое. Более того, для их максимальной точности рекомендуется проводить замеры U на аккумуляторе с помощью мультиметра после того, как машина будет находиться в покое часов 5-6

Нормальное напряжение заряженного автомобильного аккумулятора — 12,6-12,7 В. Это значит, что батарея в порядке, работает исправно и в ближайшее время в зарядке не нуждается. Если U при снятии показаний будет ниже, чем 12,6 В — батарею нужно подзарядить. В случае, когда напряжение аккумулятора 11 В и меньше — ездить с такой АКБ нельзя. Она почти или полностью разряжена и срочно нуждается в полной зарядке, либо замене.

Проверка батареи ноутбука

Если своевременно проверить аккумулятор мобильного персонального компьютера, это поможет избежать неприятной ситуации, когда ноутбук замрёт вдали от электрических розеток. Средний ресурс АКБ достигает 400-500 циклов разрядки – зарядки. Срок службы составляет 3-4 года. По мере эксплуатации ноутбука возрастает износ батареи. Время работы устройства до зарядки сокращается.

Тестирование проводят с помощью программного обеспечения Windows. В результате запроса на дисплее компьютера отразится информация о первоначальной и фактической ёмкости батареи.

Например, было получено сообщение: 54020 и 24010. Процентное соотношение этих величин составит: (24010/54020) х 100 = 44,4%. Батарея утратила 55,6% ёмкости, и предстоит скорая замена аккумулятора.

Проверка аккумуляторов 18650

Пальчиковые аккумуляторные батарейки задействованы во многих электробытовых устройствах: от фонариков до беспроводных пультов управления игровыми приставками.

Ёмкость пальчиковых аккумуляторов обычно составляет 2500-3200 mAh. Есть батареи с ёмкостью 3600 mAh и более. Если замечено, что АКБ 18650 разряжается быстрее, чем обычно, то следует проверить реальную ёмкость. Для этого потребуются мультиметр, нагрузка и секундомер.

Тестирование АКБ 18650

Измерение ёмкости пальчиковой батареи сводится к фиксации временного промежутка, в течение которого произойдёт падение напряжения до критического значения 2,5 в. Умножив количество времени в часах на величину силы тока разряда, добавив теоретический расчёт до полного разряда, получают фактическое значение ёмкости батареи.

Внимание! Часто реальная ёмкость новой АКБ оказывается ниже заявленной производителем. Это обычный приём изготовителя для повышения спроса на товар

Проверки состояния аккумулятора сэкономит средства и продлит срок службы батареи. Если не окажется соответствующего оборудования для тестирования АКБ, то это можно сделать в ближайшей радиомастерской.

Как узнать рабочая батарейка или нет?

Ниже приведены несколько вариантов от самых безумных до самых практичных.

Метод №1. Самый безумный.

Возьмите 2 батарейки и соедините их последовательно, положительный полюс к отрицательному, а отрицательный к положительному. Дальше смочите палец и приложите к нему минусовой конец батарейки. К плюсовому приложите язык. Если будет щипать значит элемент питания рабочий. Но не стоит этим увлекаться.

Метод №2. Будь те внимательны.

Обратите внимание на внешний вид источника питания. Если на одном из полюсов замечена жидкость или окисление — значит батарея не годна

Лучше всего ее отнести в пункт приема.

Значит эта батарейка кончилась, то есть села.

Метод №3. 100% рабочий!

Чтобы узнать работает ли батарея или нет потребуется обычный тестер. Иначе его называют мультиметр. С помощью этого прибора можно замерить количество амперов и напряжение. Подобная информация 100% ответит на вопрос о пригодности.

Нужно провести замеры тока при коротком замыкании. Если он составит меньше 0,3 ампер, то такие элементы считаются негодными. Средними являются с током от 0,3 до 0,7 ампер. Если ток больше 0,7 это очень хорошие батарейки!

Элементы питания типа «АА» можно проверить и с помощью измерения напряжения. Если оно 1,3-1,5 вольта, то в принципе такой элемент годен к эксплуатации.

Метод №4. Проверка электроприборами!

Для этого используются следующие устройства:

  • Микро моторчик.
  • Лампа накаливания на 1,5-3 вольта.

При хорошем вращении мотора в течение 1-2 минут, батарейку можно считать рабочей. Если двигатель сначала крутится нормально, а потом все медленнее и медленнее, следует отказаться от такой батарейки.

С лампой дела обстоят практически так же. Длительное яркое горение сигнализирует о хорошей работе источника питания. Ну а тусклое и слабое свечение говорит, что элемент уже отработал свое.

Метод №5. Устойчивость.

Данный способ определения рабочая батарейка или нет заключается в следующем:

  1. Возьмите элемент питания в руки и поднимите его над ровной поверхностью.
  2. Поднятие выполните на высоту от 1-3 сантиметров.
  3. После отпустите батарейку.

Если источник питания упадет, значит он является не годным. Тот который будет стоять вполне пригоден к использованию. В момент выполнения этого эксперимента проследите за тем, чтобы руки не тряслись.

Метод не является надежным, так как имеет высокую погрешность. Вполне работоспособная батарея может падать.

Подходит для проверки щелочных или алкалиновых батареек. В них содержится электролит в виде геля. Наличие этого вещества не дает батареи сильно отпрыгивать от поверхности. Когда элемент разряжен, то внутри него гель затвердевает. Это приводит к повышенной прыгучести батареи, и она падает.

Таким образом использую 5 способов проверки вы узнаете рабочая батарейка или нет!

Читайте так же:

Диагностика блока питания

Проверка работоспособности блока питания для электросамоката требует использования мультиметра. Проводить ее следует не только при обнаружении поломок, но и в качестве профилактики. Правильная диагностика даст возможность предотвратить неприятные ситуации и позволит спокойно передвигаться на своем двухколесном транспорте.

Говоря о том, как проверить блок питания, стоит отметить, что схема ничем не отличается от вышеописанных. В данном случае также потребуется разобрать деталь, а далее – использовать мультиметр по назначению и внимательно следить за результатами измерений.

Проверка плотности электролита

Для проверки плотности электролита аккумуляторного нам понадобится прибор — ареометр, стоит он не дорого.

Приобрести его можно как в магазине автозапчастей, так и в любом другом автомобильном магазине. Он состоит из стеклянной трубочки с грушей, внутри нее имеется поплавок, с его помощью и происходит измерение плотности жидкости.

Мы настоятельно рекомендуем производить измерение плотности при комнатной температуре. Делать это следует по причине того, что в гаражных условиях пыль и грязь, а ее попадание внутрь АКБ не допустимо.

Первым делом следует открутить все пробки с аккумулятора, а затем сдавить грушу и погрузить трубку в ячейку. Далее грушу нужно отпустить и извлечь измерительный прибор из ячейки.

До конца ячейки ареометр при заборе электролита погружать не стоит, так как на дне могут быть осадки.

Для того чтобы узнать плотность электролита нужно добиться положения, при котором поплавок не касается стенок трубки, и завершении запомните показания.

Если показания сильно различаются, то необходимо добиться лучшей плотности. Если показания плотности выше рекомендуемой плотности, то необходимо немного добавить дистиллированной воды.

При меньшей плотности лучше полностью откачать из ячейки электролит и залить новый, сделать это также можно с помощью ареометра.

Проверить уровень электролита в аккумуляторе

Диагностику следует начинать с этого, так как при ее недостатке могут возникать серьезные сбои в работе. Для этого выкрутите заглушки, сделать это можно с помощью отвертки, если ее нет под рукой, то подойдет обычная монета.

Примерно уровень должен составлять 13-15 миллиметров от пластин. Для точного измерения следует окунуть стеклянную палочку в АКБ, а потом заглянуть в техническую документацию для сравнения.

При недостатке нужно добавлять электролит понемногу, и периодически измерять уровень. После установки правильного уровня следует закрутить крышки на свои места, то есть откуда их выкрутили — туда и закручиваем.

Проверка автомобильных аккумуляторных батарей

Существует 3 основные методики, как проверить зарядку аккумулятора:

  1. Визуальный контроль.
  2. Проверка без нагрузки.
  3. Тестирование нагрузочной вилкой.

Визуальный контроль

Проверка любой АКБ начинается с визуального контроля. Он состоит из следующего:

Во время осмотра обращают внимание на целостность корпуса. На нём не должно быть никаких следов от потёков электролита.
Выкручивают пробки в банках.
Стеклянную трубочку с двумя метками опускают в каждую банку до упора в сетку.
Пальцем зажимают верхнее отверстие трубки

Вынув её, фиксируют положение мениска жидкости.
Нормой считается положение уровня между двумя метками. Если мениск находится за пределами нижней отметки, то в отверстия банки доливают дистиллированную воду. Проверку повторяют.
Чтобы раствор стал однородным, батарее дают небольшое время для отстоя.

Внимание! Пониженный уровень электролита может быть вызван перегрузочным режимом эксплуатации аккумулятора. Следует протестировать генератор и устранить неисправность оборудования

  1. Затем проверяют плотность электролита. Для этого используют специальный прибор, называемый денсиметром.
  2. Заборный наконечник опускают в банку. Отжимая резиновую грушу, засасывают жидкость в стеклянную колбу с ареометром внутри.
  3. Мениск жидкости будет находиться на уровне с одной из градуированных отметок плавающего ареометра.

Проверка плотности электролита

  1. Нормальная плотность, в зависимости от температурных условий, должна быть такой.

Плотность электролита

Плотность электролита, г/см3 Температурные условия
1,27 – 1,29 Холодное время года
1,25 – 1,27 18 – 220С
1,23 – 1,25 Жаркое лето

Дополнительная информация. Пониженный уровень электролита, низкая его плотность приводят к быстрому разрушению свинцовых пластин и полному выходу из строя АКБ.Отклонение от нормативных показателей устраняют доливкой раствора серной кислоты в банки батареи.

Проверка без нагрузки

Это самый простой способ, как проверить аккумулятор в домашних условиях. Прежде всего, с АКБ снимают клеммы питания и оставляют батарею в покое минимум на 7 часов. На тестере включают режим замера без нагрузки. Провод с клеммой «+» соединяют с плюсовым выводом АКБ, наконечник отрицательного провода прибора прижимают к минусовому выводу батареи. На экране вольтметра появятся цифровые значения ёмкости и напряжения.

Важно! Все замеры нужно производить только после полной зарядки аккумулятора. Если этого не сделать, то получить объективные данные о состоянии электрооборудования будет невозможно

Анализируя показания вольтметра, можно судить о состоянии АКБ.

Результаты тестирования вольтметром

Напряжение, вольт Зарядка батареи, % Состояние
12,9 – 12,6 100 В полной исправности
12,6 – 12,3 75 Нуждается в подзарядке
12,3 – 12,1 50 Одна из банок замыкает
12,1 – 11,8 25 Подлежит утилизации
11,8 – 11,5 — « —

Замер без нагрузки

На этом можно закончить обследование батареи, установленной на авто. Однако может возникнуть ситуация, когда батарея в процессе эксплуатации будет продолжать быстро терять энергетический потенциал. Вот тут и потребуется проверить аккумулятор под нагрузкой.

Тестирование нагрузочной вилкой

Проверка состояния АКБ нагрузочной вилкой производится после полной зарядки батареи. Цель тестирования сводится к тому, как проверить заряд аккумулятора после активной нагрузки, равной по мощности с работой стартера в течение 5 секунд. Падение напряжения должно находиться в нормативных пределах.

Принципиальная схема нагрузочной вилки состоит в том, что на ручке закреплён вольтметр, соединённый с двумя контактными электродами через мощное сопротивление. Это может быть либо резистор высокой мощности, либо изогнутая лента из сплава металлов с большим сопротивлением. Нагрузка, прилагаемая к испытуемому оборудованию, составляет 100-250 А. Её величина имитирует запуск двигателя в машине.

Современная модель нагрузочной вилки

Проверку осуществляют кратковременным контактом электродов прибора с полюсными выводами АКБ. Новые модели тестеров снабжены проводами с зажимами. Их закрепляют на клеммах оборудования и нажимают кнопку. Прибор включается ровно на пять секунд. Результат замера отображается на экране в числовом выражении.

Если проседание напряжения достигло 10,4 вольт, то это говорит о том, что батарея находится в полной исправности. В случае падения напряжения до 9,6 в аккумулятор должен заряжаться. Более низкие показатели могут означать, что АКБ лучше заменить новой батареей.

Внимание! Не стоит опасаться проверить аккумулятор нагрузочной вилкой. Вреда батареи это не принесёт

Однако стоит избегать частых замеров.

Какие характеристики определяют работоспособность батарейки

Россиянин привык называть все, что способно дать жизнь разнообразным электронным гаджетам, батарейками. Обычно они обладают цилиндрической формой, имеют маркировку АА или ААА. Встречаются миниатюрные аккумуляторы электрической энергии в виде таблеток или прямоугольников, но используются реже.

Часть элементов питания обладает возможностью повторной зарядки. Об этом потребителю сообщит надпись «Rechargeable», что переводится с английского языка как «перезаряжаемый». Такие батарейки правильнее называть аккумуляторами.

Большинство элементов питания могут использоваться один раз, после чего их придется утилизировать. Кстати, выкидывать батарейки как обыкновенный мусор не рекомендуется. Для сбора таких отходов существуют специальные организации или мусорные ящики.

На корпусах и упаковках этих элементов имеется предупреждающая надпись о том, что они не подлежат повторной зарядке. Установка их в зарядное устройство может испортить оборудование, привести к пожару или взрыву. Это станет большей неприятностью, чем покупка нового элемента питания. Так что прежде чем пытаться зарядить батарейку, необходимо прочитать информацию на корпусе.

Основным показателем рабочего состояния батарейки является мощность, которую она в состоянии отдать принимающему устройству. Для этой цели служат контакты, расположенные на корпусе элемента питания. В момент установки контакты соединяются с контактами прибора, электрическая сеть замыкается, внутри устройства появляется ток, который дает возможность функционирования.

К несчастью, вечный двигатель придумать и создать невозможно. Поэтому и ток не будет вечным. Время работоспособности батареи определяется ее емкостью. Емкость определяет запас энергии внутри аккумулятора.

Например, если аккумулятор рассчитан на тридцать ампер-часов, то он сможет проработать тридцать часов при нагрузке в один ампер, пятнадцать часов при нагрузке в два ампера или всего час при потреблении мощности в тридцать ампер.

Небольшие батарейки, конечно, не могут похвастаться такими цифрами, емкость большинства ограничивается миллиампер-часами. Что вполне логично для небольших предметов.

Во время использования элементов питания емкость постепенно снижается. Зависит это снижение, в основном, от той нагрузки, к которой она подключена. Более мощное устройство требует большего потребления тока, а, значит, и элемент питания быстрее разрядится.

Лучше всего приобретать батарейки для каждого прибора индивидуально, исходя из его особенностей.

Как проверить показатели аккумулятора «быстро и на ходу»

Часто бывает так, что отсоединять аккумулятор от автомобиля и возиться с лампочками и фарами просто не хватает времени. Есть автолюбители, которые очень быстро тестируют свой аккумулятор буквально «на ходу», и такой метод время от времени тоже можно использовать.

Делается это так:

  • На незаведенном автомобиле мультиметр подключается к батарее — как всегда, плюс к плюсу, минус к минусу. Следует иметь в виду, что в данном случае могут быть некоторые погрешности показателей прибора. 12,7 В — нормальный показатель, могут быть незначительные отклонения, автомобиль пока находится в покое.
  • Теперь заводим автомобиль. Напряжение в момент начала работы двигателя может подняться до 14,6-14,7 В. Идеальный вариант —14 с небольшим, но лучше всего проверить еще под нагрузкой.
  • В качестве нагрузки используем часть потребителей тока на борту машины — обычно это фары ближнего света, обогрев задней стенки и печка, заведенная в среднем режиме. Оптимальный и лучший показатель напряжения — 14,6 В.

Такие показатели являются нормой, и от них следует отталкиваться всегда, когда возникает вопрос о том, как проверить аккумулятор мультиметром. Научиться этому совсем не трудно

Важно запомнить необходимые цифры, на которые придется ориентироваться при проведении замеров, и научиться правильно обращаться с мультиметром. Сам прибор для гарантии точных и качественных измерений лучше приобретать не на рынке или с рук, а в специализированных магазинах

No tags for this post.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Электрошок
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.