Установка и подключение шинопровода
Если стандартная длина шинопровода не позволяет собрать точно рассчитанную конструкцию трековой осветительной установки, то трек можно распилить на отрезки требуемой длины. Для этого можно воспользоваться обычной ножовкой по металлу.
Далее, для монтажа шинопровода проводим следующие мероприятия:
При креплении непосредственно к потолку или стене необходимо просверлить в шине отверстия.
Для создания подвесной трековой установки понадобится специальный тросик и скоба.
На одну из сторон шинопровода, через которую не будет проведено электропитание, устанавливается заглушка.
На другую сторону должна быть установлена клеммная колодка. Если она не установлена изначально, то колодку необходимо расположить рядом с торцом трека так, чтобы совпали маркировочные полосы и затем аккуратно ввести ее в шинопровод. Произойдет стыковка коннектора и трека.
Далее производится подключение электропровода. Для этого снимается крышка с коннектора, отверткой откручиваются винты, после чего в получившиеся отверстия вставляются жилы провода.
После подключения электропитания, необходимо закрутить стопорный винт и окончательно зафиксировать соединение.
Ошибки подключения светодиодов
- Первая ошибка — это когда подключают светодиод без ограничителя, напрямую к источнику. В этом случае светодиод очень быстро выйдет из строя, по причине отсутствия контроля над величиной тока.
- Вторая ошибка — это подключение к общему резистору светодиодов, установленных параллельно. Из-за того, что происходит разброс параметров, яркость горения светодиодов будет разной. К тому же, в случае выхода одного из светодиодов из строя, произойдет возрастание тока второго светодиода, из-за чего он может сгореть. Так что, когда используется один резистор, необходимо последовательно подключать светодиоды. Это позволяет оставить ток прежним при расчёте резистора и сложить напряжения светодиодов.
- Третья ошибка — это когда светодиоды, которые рассчитаны на разный ток, включают последовательно. Это становится причиной того, что один из них будет гореть слабо, либо наоборот — работать на износ.
- Четвертая ошибка — это использование резистора, у которого недостаточное сопротивление. Из-за этого ток, текущий через светодиод, будет слишком большим. Некоторая часть энергии, при завышенном напряжении тока, превращается в тепло, в результате чего происходит перегрев кристалла и значительное уменьшение его срока службы. Причина этому — дефекты кристаллической решетки. Если напряжение тока еще больше возрастет, и р-n-переход нагреется, это приведет к снижению внутреннего квантового выхода. В результате этого упадет яркость светодиода, и кристалл будет подвергаться разрушению.
- Пятая ошибка — включение светодиода в 220В, схема которой очень проста, при отсутствии ограничения обратного напряжения. Максимально допустимое обратное напряжение у большинства светодиодов — примерно 2 В, а напряжение обратного полупериода влияет на падение напряжения, которое равняется напряжению питания при запертом светодиоде.
- Шестая причина — это использование резистора, мощность которого недостаточна. Это провоцирует сильный нагрев резистора и процесс плавления изоляции, которая касается его проводов. Затем начинает обгорать краска и под влиянием высоких температур наступает разрушение. Все по причине того, что резистор рассеивает только ту мощность, на которую он был рассчитан.
Особенности монтажа
Установка и подключение трековых систем освещения является достаточно простым процессом, который можно осуществить своими руками.
Светильник имеет легкий монтаж благодаря шинопроводу. При этом необходимо заранее определиться с используемым для этого креплением. Ведь для того, чтобы установить трековый прожектор, например, на подвесной потолок потребуется наличие определенных скоб, а подключение светильников на натяжной потолок – специальных цепей или тросов.
Установка данной осветительной системы может быть разделена на такие этапы:
Монтаж самого шинопровода. Здесь есть несколько нюансов. При сборке подвесной системы шинопровод придется смонтировать на полу. Установка накладной либо встроенной трековой системы возможна сразу на потолке. Для нарезки шинопровода, который может быть от 1-го до 4-х метров длиной, можно использовать обычную ножовку. Установка осветительной «базы» может потребовать использование внутренних стыков или поворотных углов (в зависимости от линейности конструкции). Элементы соединяются между собой простым защелкиванием, как показано на схеме ниже.
Если установка шинопровода предполагает использование тросов, то следует позаботиться о специальных скобах, которые служат коннекторами шинопровода с тросами. Троса могут быть длиной от 1-го до 5-ти метров, обрезать их и отрегулировать не составит труда. Подключение накладного трека требует ввинчивания шинопровода к потолку посредством саморезов в заранее сделанные с периодичностью в 20 см разъемы.
Подключение прожекторов. Подключить трековый светильник к уже собранному шинопроводу достаточно легко. Этот процесс заключается в защелкивании самих прожекторов в шинопровод с их последующим закреплением у основания около рейки шинопровода посредством поворотных элементов. Светильник (на адаптере) оснащен переключателем (колесиком или поворотным элементом), воспользоваться которым необходимо, если светильник не загорается при включении системы. Благодаря этому механизму идет подключение прожектора к одной определенной фазе питания (только в 3-х фазных шинопроводах).
Также узнать о том, как подключить осветительный прибор на треке, вы можете в этих видео:
Если планируется установка управляемого шинопровода, предполагающего использование светодиодных трековых ламп с управлением, то монтаж такой системы будет аналогичен обычным 3-фазным и 1-фазным шинопроводам. Однако подключение управляемого трекового освещения требует вывода контроллера. Его рекомендуют подключить к системе сенсорного регулирования уровня освещенности и цветовой температуры света.
Трековый прожектор может стать дополнением и в уже готовых системах. В данном случае требуется лишь объединение шинопроводов 2-х светильников путем их последовательного соединения с последующим подключением к электросети. Схема подключения такой системы предполагает правильное распределение уровня нагрузки между светильниками.
Вот и все, что хотелось рассказать вам об установке и подключении трековых светильников своими руками. Как вы видите, выполнить монтаж не сложно!
Будет интересно прочитать:
- Как сделать освещение в доме
- Как меньше платить за свет
- Монтаж точечных светильников своими руками
О трековых светильниках кратко и понятно
Надо выбрать трековый светильник. Что же это такое? Это осветительный прибор устанавливаемый в рельсу (другие названия этого элемента — трек, шина, шинопровод, рейлинг, направляющая), простой в исполнении и не требующий обслуживания, нужно только изредка протирать пыль, как впрочем и во всех остальных случаях.
Система собирается из треков различной длины и соединителей. Внутри трека расположены токоведущие провода для подачи питания от электросети. В треки вставляются светильники, которые фиксируются там при помощи адаптеров. Светильники двигаются по всей длине трек системы, могут поворачиваться в разных направлениях. В стандартной комплектации с одной стороны трека располагается заглушка, а другой стороны подвод питания, при необходимости достройки трека эти компоненты снимаются, а вместо них ставятся нужные соединители для присоединения другого отрезка трека. Таким образом можно собрать нужную форму и размер трековой системы, как вы захотите.
Перечень элементов для сборки трековой осветительной системы.
Схема установки трекового светильника в шинопровод.
Как подключить шинопровод?
Перед тем как осуществить непосредственное подключение шинопровода к электропитанию необходимо осуществить его монтаж на стену или потолок. Для этого проводятся следующие мероприятия:
Шаг 1
Сначала составляется схема шинопровода, в которой отражается порядок размещения трековой осветительной установки, места непосредственного крепления и типы светильников.
Если стандартная длина шинопровда не позволяет собрать требуемую конфигурацию трековой осветительной установки, то следует имеющийся шинопровод отмерить и отпилить на куски нужной длины. Для того чтобы обеспечить ровный распил без повреждения элементов шинопровода используется ручная дисковая пила. А для сохранения ровности кромок применяется стусло.
Шаг 2
После того как составлена план-схема трековой осветительной установки необходимо определиться с подводом электропитания к шинопроводу. Следует учесть тот факт, что максимально допустимый ток на фазу для подключения шинопровода составляет 16А. Если данное значение будет превышено, то всю систему следует разбить на группы с отдельными токовводами, отвечающими требованиям.
Электропитание может осуществляться через самостоятельные элементы ввода питания или при помощи соединительного элемента. Здесь необходимо определиться с их типом и количеством.
Для того чтобы осуществить корректный подбор комплектующих элементов с оптимальным расположением «нейтрали» необходимо обратить внимание на следующие признаки:
1. в шинопроводе «нейтраль» (N) считается контактом, который находится со стороны выступа корпуса;
2. на корпусе переходников есть специальные обозначения расположения «нейтрали».
Шаг 3
На этом этапе определяется способ крепления шинопровода к стене или потолку, место крепления или место крепления подвесов.
Расстояние между подвесами не должно превышать 1 м. Это обеспечит возможность максимально допустимой нагрузки на шинопровод. Это в среднем 5 светильников, которые весят не более 5 кг на один шинопровод длинной 1 м.
Рекомендуемое расстояние между расположением светильников – 20 см.
Порядок крепления шинопровода на потолок или стену:
- Необходимо разметить и подготовить монтажные отверстия.
- Определяем точку ввода в шинопровод, после чего устанавливаем его на потолок или стену при помощи винтов, шурупов, саморезов или других крепежных материалов.
Подбор крепежа должен осуществляться исходя из материала потолка.
Порядок крепления шинопровода при помощи подвесов:
Для того чтобы разместить подвесной шинопровод понадобятся специальные комплекты подвесов, которые включают в себя: трос с концевым стопорным элементом, крепления, зажима, декоративный колпачок, скоба крепления.
- Необходимо разметить и подготовить монтажные крепления подвесов.
- Крепится крепление-уголок на потолке.
- Трос продевается в скобу крепления на шинопроводе.
- Зажим троса устанавливается в отверстие крепления.
- Выбирается необходимая длина подвеса и трос фиксируется зажимом.
- Шинопровод фиксируется в скобе крепления боковым винтом.
Когда осуществляется подвес нескольких элементов шинопровода, то необходимо располагать их в горизонтальной плоскости, без перекосов и неравномерного распределения подвесов.
Шаг 4
На этом этапе производится подключение к электросети. Все мероприятия должны проводиться специалистом-электриком в соответствии со схемой подключения.
Максимально допустимая мощность – 11 кВт. Шинопровод следует запитывать от отдельного автомата. Непосредственное подключение производится через коннекторы, которые могут быть различной формы. Для этого необходимо:
- Снять крышку с коннектора.
- Проделать в торце корпуса отверстие для провода.
- Ввести кабель через отверстие в клеммную колодку.
- В соответствии с обозначением контактов зафиксировать провода в зажимах.
- Установить и закрепить крышку коннектора.
Шаг 4
Установка светильников на шинопровод производится при помощи специальных адаптеров в соответствии с последовательностью, представленной на рисунке.
Классификация изделий
Отличающиеся по форме, цветам и размерам осветительные приборы имеют несколько классификаций. В первую очередь они могут различаться типом токопроводящего шинопровода (одно, двух, трехфазные, мини-треки 12 В). Количество присоединяемых лампочек разделяет шинные системы освещения на одинарные, двойные и тройные.
Помимо этого, существует классификация по типу источников света. Наиболее распространенным вариантом считаются приборы со светодиодными лампами, которые отличаются экономичностью и мягким свечением. Они подходят для установки в жилых помещениях.