Устройство масляного радиатора
Различные модели обогревателей могут иметь разное количество нагревательных элементов, терморегуляторов и коммутирующих устройств для соединения и подключения. Также в них установлены системы принудительного обдува для усиления конвекции и повышения теплоотдачи.
Нагревательные элементы помещены в заполненный маслом прочный герметичный корпус с ребрами, покрытый стойким порошковым диэлектрическим напылением. Выключатели крепятся к обогревателю с внешней стороны. Все соединения нагревательных устройств и внешних элементов управления подключены через герметичную муфту.
Схема масляного обогревателя сконструирована следующим образом: питающий провод со штепсельной вилкой подсоединен через выключатели и термопредохранитель к нагревательным элементам. При этом термопредохранитель обеспечивает разрыв питающей цепи в случае аварийного перегрева прибора. Последние модели масляных обогревателей также оснащаются датчиком положения, который отключает прибор в случае его падения или критического отклонения от рабочего состояния.
Ремонт масляного обогревателя
Старшее поколение помнит, что раньше в сопроводительной документации ко всем электроприборам обязательно присутствовала подробная схема, благодаря которой можно было отремонтировать изделие своими руками.
Современная инструкция, как правило, не содержит таких пояснений. Но отчаиваться не стоит, масляный обогреватель не космический корабль и разобраться в нем вполне реально.
Расположение узлов.
Распространенные поломки
Принципиальная схема.
- Если индикаторы светятся, вентилятор, когда он есть, крутится, а тепла нет, нужно проверить работу термореле. Такие вещи зачастую не ремонтируются, цена на него небольшая и в продаже такие реле есть. Отвинтить пару креплений и пересоединить клеммы не составит большого труда;
- В случае, когда агрегат нагревается нормально, но не отключается после нагрева, причину нужно искать в термостате. Как и в случае с термореле, термостат не ремонтируется, он сразу меняется на новый. Несмотря на то, что прибор как бы работает, затягивать с заменой термостата не стоит. ТЭНы, работая в режиме постоянной перегрузки, быстро перегорят, а это уже серьезно;
- Если провода и автоматика в норме, нужно проверить исправность ТЭНов. «Пробитый» ТЭН можно заменить только в случае, когда предусмотрена возможность демонтажа. В недорогих моделях нагревательные элементы могут быть наглухо запаяны в корпус, здесь уже дешевле купить новый обогреватель;
Диагностика ТЭНа при помощи омметра.
Ремонт неисправностей
Ремонт розетки, вилки или шнура предельно прост. Розетка или вилка раскручивается и в случае обнаружения нагара, все подгоревшие части снимаются и зачищаются наждаком. Шнур просто осматривается и «прозванивается» при помощи омметра.
Не стоит забывать о контактной группе внутри самого прибора. Сняв защитный кожух, внутренние контакты также следует осмотреть и сделать профилактику.
Бывает, что в якорь терморегулятора попадает мелкий мусор и также подгорают контакты. В этом случае нужно отсоединить данный узел, удалить причину засора и зачистив место замыкания, дополнительно протереть его спиртом.
При полной замене термостата, желательно сразу отрегулировать настройки. Это можно сделать, установив движение якоря в диапазоне 1,5 – 2,5 мм. Коль уж кожух был снят, нелишним будет сразу прозвонить термореле и предохранитель.
Обогреватель на основе МС-140.
Если после всех усилий выяснилось, что причиной неисправности является «пробитый» ТЭН, то его нужно будет заменить. Сделать это несложно, но действовать нужно аккуратно, дабы не перелить масло. Плюс к тому наши китайские друзья предпочитают экономить на качестве прокладок, что нередко приводит к незначительному подтеканию масла, алгоритм действий при этом будет аналогичный.
Устройство масляного радиатора предусматривает монтаж ТЭНов в нижней торцевой части прибора. Крышка может крепиться несколькими болтами или парой контргаек. Прибор нужно перевернуть крышкой вверх и отвинтив крепления, аккуратно извлечь нагреватели.
Датчик термостата.
Дабы устранить или предотвратить течь масла при замене ТЭНа, следует использовать паронитовые прокладки, как правило, они идут в комплекте с ТЭНом. Заметьте, резиновые прокладки использовать не рекомендуется, они могут разрушаться при контакте с техническим маслом или не выдержат повышенной температуры. Дабы перестраховаться, помимо паронита нужно дополнительно промазать соединение термостойким герметикам.
Герметизация ТЭНа.
Устройство масляного обогревателя
Температурные режимы и бак масляного обогревателя
Принцип работы масляного обогревателя заключается в передаче энергии небольшого по площади, размерам ТЭНа масло, затем через него к поверхности стального бака. Величина потери тепла зависит от разницы температур по обе стороны плоскости, площади. Первый параметр невыгодно увеличивать — сгорит спираль. Если заняться увеличением площади — добьемся нужного результата. Расчет такой, чтобы о поверхность бака нельзя было обжечься, но перепад температур с комнатой должен быть значителен для теплообмена.
Нормальные условия: в комнате 20 градусов по Цельсию. Граждане доводят температуру до 35, даже выше — не полезно для здоровья. Производители выбрали меньшее из зол – поверхность масляного обогревателя нагревается до 70 ºС.
Разобрали масляный обогреватель для определения режимов:
- Аварийный термостат KSD 301 с температурой срабатывания 80 градусов Цельсия.
- Термопредохранитель левой марки, настроенный на 142 градуса по Фаренгейту (61,5 градус Цельсия).
Аварийные термостаты KSD 301 и термопредохранитель
Первый стоял чувствительной площадкой на канале ближайшей к электронному блоку секции радиатора. Масло находится в гармошке, составленной из секций. Они привальцованы друг к другу, швы прихвачены снаружи точечной сваркой (черточки в реальности). Гармошка-радиатор неразборная, стоит на платформе с колесиками: притянута двумя проволочными скобами из стали. С одного бока гармошка в виде радиатора отопления, с другого прислонилась крышка блока электроники (громкое название для пары-тройки резисторов).
Каждая секция плоская. Прорезаны верхний, нижний канал. По вертикали соединены прожилками: сквозь сочится небольшое количество масла. В нижнем канале, основанием к электронному блоку находится ТЭН. Отличие: в водонагревателе отсутствует термостат. Зато к основанию прикручен термопредохранитель. Низкая температура — 61,5 градус (хотя элемент не касается рабочей части ТЭНа). Термопредохранитель обернут резиновой прокладкой, дополнительно защищен жаропрочной тканью: при кипении масла температура будет невысокая.
Термостат с фиксированной температурой срабатывания на 80 градусов Цельсия металлическим боком прислонился (на двух винтах) к центральной вертикальной прожилке первой секции. Как ни выставляй режимы верхним термостатом, ни нажимай кнопки питания секций ТЭНа, лимит не будет превышен.
Модели масляных обогревателей
Миф о горячей поверхности масляных обогревателей лишен правды. Максимум – 80 градусов Цельсия. Потом происходит аварийное отключение с гистерезисом (обратное включение при 65 градусах Цельсия).
Управление температурой масляного обогревателя
Начали с аварийных режимов неспроста. При ремонте протечек, выборе холодной сварки нужно знать температурный режим (условия эксплуатации клееного соединения). Перейдем к основным характеристикам масляного обогревателя. ТЭН состоит из двух неравнозначных ветвей: включаются вместе либо порознь. Обеспечит три температурных режима работы, различающихся теплоотдачей. Переключение обеспечивается двумя кнопками, расположенными в верхней части электронного блока масляного обогревателя.
Под панелью управления стоит термостат. Не контролирует аварийный режим — представлен настраиваемой биметаллической пластиной, задающей комнатную температуру для нагрева ТЭНом. Температура срабатывания не велика, как у аварийного — 40 – 60 градусов Цельсия, даже ниже. За счет вращения винта, изменяющего натяг пластины, температура срабатывания меняется в нужную сторону:
- Нажимая кнопки, изменяем скорость прогрева масла, обогревателя, помещения.
- Подкручивая термостат, добиваемся отключения прибора в нужный момент.
Преимущества и недостатки
Преимущества:
- безопасность;
- бесшумность;
- простота;
- компактность;
- долговечность;
- ремонтопригодность;
- эстетичность.
Безопасность поддерживается строгим соблюдением инструкции, своевременным ремонтом, в случае неисправности. Аппараты не издают шум, за исключением встроенных вентиляторов. Однако, если вентилятор качественный, исправный, шум почти неуловим. Простота конструкции позволяет быстро освоить метод управления, не требует времени для запуска, остановки конструкции.
В некоторых электронагревателях предусмотрена замена ТЭНа. Слабое место — корпус, который следует оберегать.
Недостатки:
- большое потребление энергии;
- при выходе автоматики из строя, корпус сильно нагревается, может вызвать ожог.
Устройство и принцип работы обогревателя
Состоит из:
- бака с маслом;
- электронагревателя;
- блока управления.
При нагревании трубчатого электронагревателя (ТЭНа), тепло поступает в масло, а оно, отдаёт тепло через металлический корпус воздуху. Резервуар конструктивно может быть:
- пластинчатым;
- секционным.
Пластинчатые имеют малую толщину, удобно размещать на стенах. Если сравнивать с секционными, имеют меньшую мощность. Объясняется это меньшей площадью.
Пластинчатые нагреватели могут сочетаться с мебелью
Секционные обладают большими размерами, можно устанавливать вентилятор для увеличения теплообмена. Относятся к напольным. Для опоры используются ножки или колесики. Преимущество – быстрый обогрев. Секции создают конвекцию – перемешивание воздуха, циркуляция позволяет быстрее, равномернее нагреть окружающее пространство.
Элементы:
- предохранитель;
- термостаты;
- сигнальные лампы;
- переключатели.
Может быть предусмотрена регулировка мощности, защита от опрокидывания, аварийный клапан.
Принцип работы: во время подачи напряжения на электронагреватель, происходит нагрев. Тепло передаётся маслу. Оно расширяется, становится легче, поднимается вверх. На его место приходит холодное, тяжёлое. Получается круговорот.
ТЭН с двумя спиралями
На пластиковой крышке крепится регулируемый термостат для настройки температуры корпуса. Биметаллическая пластина, при достижении заданной температуры размыкает силовые контакты, обесточивая нагреватель. Когда температура понизится, пластина остынет, включит контакты. Некоторые ТЭНы имеют две спирали, подключаются через клавишные выключатели, расположенные на корпусе.
Для защиты от опрокидывания предусмотрено устройство — эксцентричный подвижный контакт, размыкающийся при наклоне радиатора. Защита от перегрева — термостат, имеется кнопка для повторного включения, либо аварийного клапана. Электрообогреватель не включится, чтобы хозяева были предупреждены о неисправности.
Электрическая принципиальная схема
Разборка масляного обогревателя, вышедшего из строя
Работа по замене ТЭН начинается с демонтажа лицевой панели. Для того, чтобы её снять, сначала необходимо открутить два крепёжных винта сверху, после чего поставить обогреватель на заднее ребро и вывернуть ещё два снизу. После этого крышка с расположенной на ней лицевой панелью легко снимается.
ФОТО: youtube.comКрышку с лицевой панелью держат 4 фиксирующих винта – 2 сверху и 2 снизу
Что расположено под снятой крышкой
Когда крышка откручена и снята, можно увидеть, что вся автоматика расположена на ней. На самом же корпусе обогревателя можно увидеть провода, подходящие к нагревательному элементу, а чуть выше него установлен аварийный отсекатель, который прерывает подачу напряжения на ТЭН в случае перегрева. Работает он по тому же принципу, что и отключающее устройство электрического чайника. При превышении предела температуры пластина резко изменяет свою форму, размыкая контакт.
ФОТО: youtube.comКрышка снята, можно посмотреть, что расположено под ней
Нужно ли менять масло?
Если посмотреть на корпус обогревателя, то можно заметить, что он герметично закрыт. Делается это чтобы сохранять объем жидкости неизменным на протяжении всего срока службы. Этот период должен быть указан в паспорте. После завершения этого интервала устройство не подлежит эксплуатации, т.к. масло теряет свои свойства.
Однако, это не единственная причина, ограничивающая срок службы. Связано это с термостатами. Работа биметаллических пластин, которые являются основным элементом этого прибора, начинает давать сбои
Особенно это важно для защитных элементов, от действия которых зависит безопасность людей и имущества
Тем не менее, иногда масло все же нужно менять. Это может произойти по двум причинам:
- пробой радиатора;
- разгерметизация из-за коррозии.
Для уменьшения веса стенки радиатора стараются делать тоньше, минимальное значение ограничивается давлением, создаваемым внутри. В связи с этим радиатор можно легко повредить острым твердым телом. Обнаружить повреждение можно по пыли, она прочно прикрепляется к корпусу.
Сам теплоноситель может и не проникать через такую щель, а вот его пары, да еще под давлением, выходят наружу
Поэтому стоит сразу обращать внимание на такие места. Рекомендуется оберегать нагревательный прибор от падений, не хранить его рядом с острыми предметами и не подпускать к ним детей
Видимые подтеки
Вторая причина потери герметизации – ржавчина. Хотя корпус тщательно покрывается лакокрасочным материалом, во время работы появляются микротрещины. Это обусловлено разным коэффициентом расширения металла и краски. Влага, проникая в эти трещины, начинает разъедать его, а внутренне давление довершает действие воды, прорывая корпус. В результате получается утечка. Обнаружить можно так же с помощью пыли, собирающейся в этом месте.
Появление ржавчины
Можно, конечно, время от времени покрывать радиатор дополнительным слоем краски, закрашивая микротрещины. Однако лакокрасочные материалы обладают теплоизоляционными свойствами, мешающими нормальной работе прибора. Проще будет использовать обогреватель в местах, где нет повышенной влажности. Также изготовители по этой же причине не разрешают использовать радиатор в качестве сушилки белья, в некоторых моделях для этой цели используют специальные рамки.
Особенно электронагреватели подвержены коррозии во время хранения. Если при работе прибора воздух вокруг него достаточно сухой, то при хранении влажность ничем не контролируется. Будет лучше, если он будет располагаться в сухом, защищенном от влаги месте.
Ремонтируем обогреватель
Внешний вид обогревателя создает ощущение, что он является единым целым, то есть электрический блок и корпус соединены с помощью вальцовки. Но это только видимость
Обратите внимание на надпись «не накрывать» — под ней есть несколько шурупов, с помощью которых крышка держится на корпусе. Их надо открутить, но крышка не отсоединится, потому что в нижней ее части установлена пружина, которая ее держит
Просто уберите ее и снимите крышку.
Теперь обратите внимание на ТЭН. Он плотно и герметично завальцован
Производители сделали это намеренно, чтобы любопытные туда не совались. Эти трубчатые нагревательные элементы служат десятилетиями, так что трогать их нет никакого смысла. Если один из них вышел из строя, то лучше приобрести новый масляный обогреватель. Отремонтировать такую поломку своими руками никто не сможет. Для этого придется провести замену элементов, но в домашних условиях и даже в некоторых мастерских завальцевать ТЭН опять в корпус со стопроцентной герметичностью невозможно. Итог — постоянно подтекающее масло, что может привести к большим неприятностям.
А вот протереть спиртом элементы подключения может каждый. Все они изготовлены в виде клемм, так что отсоединить, протереть и подсоединить их обратно не будет большой проблемой
Здесь важно ничего не перепутать, устанавливая провод к определенной клемме
То же самое касается замены частей блока питания и безопасности. Своими руками отремонтировать любой из них будет сложно. И если в этом деле вы не являетесь специалистом, то это у вас вряд ли получится. Поэтому выход один — менять вышедшие из строя элементы на новые. Все они держатся на винтах или скобах, так что снять их будет не так уж сложно. Опять-таки напоминаем, что основная ваша задача — не перепутать провода подключения. Ведь электрическая схема радиатора — это основа его правильной и эффективной работы.
Что такое масляный обогреватель и как он устроен
По своему устройству масляный обогреватель представляет собой обычный радиатор отопления, в который вмонтировали электрический нагревательный элемент, а свободное пространство внутри заполнили минеральным маслом. Почему не водой, как обычные батареи? Масло имеет малый коэффициент расширения при нагреве и дольше держит тепло.
Принцип действия масляного обогревателя аналогичен принципу действия водяного радиатора отопления: масло контактирует с нагретой поверхностью тэна, расположенного в нижней части резервуара, нагревается и поднимается вверх. Постепенно прогревается весь объем масла и оно отдает тепло металлическим стенкам обогревателя. Нагретые стенки радиатора излучают тепловую энергию в пространство, отапливая его.
Для предотвращения перегрева теплоносителя прибор комплектуют термостатом, позволяющим контролировать теплоотдачу устройства.
Как устроен обогреватель?
В число основных частей агрегата входит металлический корпус, состоящий из герметично состыкованных секций. Сверху наносят порошковое покрытие, усиливающее прочностные характеристики металла.
В корпусе находится масло.
Источник нагрева — трубчатый электронагреватель (ТЭН). Находится в нижней части корпуса. Подогревая масло снизу, ТЭН стимулирует образование конвекционных потоков внутри аппарата. Происходит равномерное нагревание, отдача тепла.
Система управления состоит из выключателя, регулятора мощности. Переключатели режимов мощности, таймеры включения, отключения аппарата, термостаты, реагирующие на температуру в помещении, присутствуют в новых моделях.
Оборудованы вентиляторами, увлажнителями. В случае поломки, старые модели легче ремонтировать.
Безопасность обеспечивают датчики перегрева, опрокидывания.
- Первый контролирует температуру масла. При перегревании может закипеть. Высокая температура в корпусе чревата выходом оборудования из строя. При закипании масляного наполнителя выделяется воздух, растет давление на корпус изнутри. Из-за высокого давления корпус может деформироваться, потрескаться. Протечка кипящей масляной жидкости угрожает пожаром.
- Второй – датчик положения. Чтобы обогреватель нормально функционировал, ТЭН должен быть полностью погружен в масляную среду. При опрокидывании агрегата масло скапливается в одной стороне, ТЭН работает всухую, быстро перегревается, перегорает. Датчик, когда обогреватель опрокидывается, мгновенно отключает подачу электричества на обогреватель.
Как отремонтировать электрический конвектор?
Устройство электрообогревателя
Итак, для начала рассмотрим конструкцию электрического конветкора, чтобы вы понимали, что придется проверить и отремонтировать. Обогреватель состоит из шнура с вилкой, подключаемой в розетку, кнопки включения/выключения, терморегулятора и нагревательного элемента (ТЭНа). Помимо этого в схеме может быть расположен термопредохранитель, защищающий при перегреве, а также датчик наклона, который отключит питание и спасет от пожара при опрокидывании мобильного конветкора. Также в некоторых моделях может быть установлен специальный датчик защиты от проникновения посторонних предметов внутрь корпуса.
С конструкцией разобрались, теперь переходим к основам ремонта электрообогревателя своими руками.
Как отремонтировать поломку?
Итак, чтобы вам было понятнее, как нужно действовать, предоставим инструкцию пошагово:
- Отключите конвектор из розетки.
- Откройте доступ к регулятору температуры и выключателю.
- В том случае если конвектор не работает вообще, т.е. даже не светятся индикаторы при включении, тогда проверьте, подходит напряжение к клеммам через шнур. Для этого используйте мультиметр. Если напряжения нет, проверьте его в розетке, а также целостность самого кабеля. О том, как проверить напряжение в розетке мы рассказывали в соответствующей статье. Если в розетке есть 220, а на жилах шнура нет, замените шнур либо найдите место повреждения и восстановите его.
- Если же питание подходит, но электрический конвектор не включается, следующим этапом ремонта будет проверка кнопки. В 70% случаев неисправность кроется именно в ней (подгорают контакты). Для проверки сначала отключаем обогреватель от сети, потом мультиметром прозваниваем кнопку. Во включенном положении должно быть короткое замыкание, в выключенном – большое сопротивление, свидетельствующее об обрыве цепи. Если же в вашем случае не так, меняем кнопку либо пробуем зачистить контакты. На видео ниже будет предоставлена технология ремонта кнопки конвектора.
- Далее нужно прозвонить терморегулятор тестером. Исправный регулятор температуры должен показывать на табло мультиметра маленькое либо вообще нулевое сопротивление.
- Если и терморегулятор в исправности, то нужно идти дальше по цепи и убедиться в том, что все контакты надежно подключены к разъемам.
- Дойдя до нагревательного элемента нужно прозвонить и его. Очень часто причиной того, что электрический конвектор не работает, является выход из строя ТЭНа. О том, как прозвонить ТЭН мультиметром, мы рассказывали в соответствующей статье. Вышедший из строя ТЭН ремонту не подлежит, его придется заменить.
- Следующим этапом ремонта будет проверка термопредохранителей. Действуйте по аналогии с п.5.
- Ну и последнее, почему электроконветкор может включаться, но не греть либо вообще перестать работать — неисправность датчиков, в том числе и защита от опрокидывания. Их по аналогии нужно проверить и в противном случае заменить.
- Если в схеме присутствует электроника (например, электронный термостат, как на фото ниже), вряд ли без соответствующий навыков вы сможете самостоятельно отремонтировать электрообогреватель. В этом случае рекомендуем обратиться за помощью мастера.
Напоследок рекомендуем просмотреть полезные видео по теме:
Что делать, если не работает кнопка
Основные поломки электроконвекторов
Что делать, если не работает кнопка
Основные поломки электроконвекторов