Половина успеха автоэлектрика

Образец должностной инструкции автоэлектрика

1. Общие положения

  1. Автоэлектрик подчиняется начальнику смены.
  2. Автоэлектрик принимается на работу, как и увольняется с неё, главой фирмы по представлению начальника гаража.
  3. На срок отсутствия специалиста (лечение, повышение квалификации и др.) его обязанности выполняет другой автоэлектрик, назначенный начальником смены.
  4. Претендент на эту позицию должен подходить под следующие требования:
    • средне-специальное образование, соответствующее данному профилю;
    • опыт труда в сфере обслуживания автомобильной электроники от года;
    • группа электробезопасности не ниже третьей.
  5. Автоэлектрик должен обладать знаниями следующих вопросов:
    • законы и нормы, затрагивающие его профильную деятельность;
    • основы обслуживания и эксплуатации распространенных типов и марок автомобилей;
    • нормативные параметры используемых в работе узлов и механизмов;
    • порядок работы с профильной документацией, в том числе технического характера;
    • разновидности ремонта автомобильной электроники;
    • системы прокладки и соединений проводов и узлов;
    • правила тестирования и диагностики автомобильной электроники;
    • особенности автомобильной электроники в машинах различных производителей;
    • правила применения инструментов и аппаратуры в работе с автомобильной электроникой;
    • стандарты сдачи своих инструментов и приборов на ремонт, а также их последующей приемки;
    • теоретические принципы функционирования автомобиля и его электронных составляющих;
    • критерии, по которым оцениваются результаты его работы;
    • актуальные нормы в сфере технической и противопожарной безопасности.
  6. Автоэлектрик руководствуется следующими положениями:
    • профильными законами и правилами;
    • документацией фирмы;
    • информацией из этой инструкции.

2. Функции

Автоэлектрик отвечает за выполнение следующих обязанностей:

  1. Выполнение диагностики и тестирования автомобильной электроники.
  2. Обеспечение ремонта электроники и электрооборудования в автомобиле.
  3. Проведение профилактического осмотра автомобильного электрооборудования (датчиков, блоков, проводки и других составляющих).
  4. Замена старой и испорченной автомобильной электроники на актуальные новые образцы.
  5. Осуществление текущего контроля за качеством выполняемых операций.
  6. Обеспечение сохранности машины, ремонтом которой он занимается.
  7. Наблюдение за корректностью работы инструментов, оборудования и приспособлений, используемых при диагностике и ремонте автомобиля.
  8. Взаимодействие с другими специалистами в процессе обслуживания автомобилей.
  9. Соблюдение правил охраны труда, пожарной безопасности, принципов трудовой дисциплины.
  10. Информирование руководства смены по обнаруженным в работе проблемным моментам.
  11. Работа с необходимой в своей деятельности документацией.
  12. Соблюдение норм эксплуатации рабочих инструментов и одежды.

3. Ответственность

Автоэлектрик несет ответственность за следующие проступки:

  1. За невыполнение должностных обязанностей — в соответствии с положениями трудового законодательства.
  2. За нарушения норм и законов, совершенные при выполнении своих трудовых функций, — в соответствии с принципами трудового и административного, а также уголовного права.
  3. За ущерб, полученный фирмой по его вине, — в тех пределах, которые обозначены в документации работодателя и актуальном действующем законодательстве.

4. Права

За автоэлектриком закрепляются права:

  1. Предлагать мероприятия по улучшению рабочих процедур в зоне своей компетенции.
  2. Получать от служащих фирмы информацию, востребованную в процессе выполнения должностных функций.
  3. Знакомиться с проектами внутрифирменных решений, относящихся к его деятельности.
  4. Требовать от менеджеров поддержания условий, необходимых для эффективного выполнения должностных обязанностей.
  5. Получать за счет нанимателя фирменную одежду и рабочие принадлежности в порядке, закрепленном в соответствующей документации фирмы.

Описание и характеристика профессии

Профессия автоэлектрик сейчас является очень востребованной. Количество персональных автомобилей и грузового транспорта за последние десятилетия возросло в разы, а любой механизм требует постоянного обслуживания. Автоэлектриком можно работать как в автомастерской, на станции технического обслуживания, так и в частном порядке.

Главная задача автоэлектрика – это выявление причин неисправности в системе электрооборудования автомобиля и их устранение. Сейчас появилось специальное оборудование для проведения диагностики автомобиля, которое значительно облегчило работу, но все равно главным фактором является знание своего дела и профессионализм исполнителя.

Что должен знать автоэлектрик – проверяем и чиним стартер

Когда стартер оказался-таки у вас в руках, нужно оценить состояние всех его деталей и обмоток. С помощью омметра проверяется обмотка возбуждения ротора, для того чтобы проверить обмотку стартера, нужны будут аккумулятор и индикатор. Если они в порядке, то отклонение сопротивления не должно превышать 10 %. Что же насчет диодов, расположенных в блоке управления, так для их проверки потребуются лампы и аккумулятор. Неисправные элементы будут пропускать ток в обоих направлениях или же не пропускать вообще. В случае обнаружения какой-либо поломки блок следует заменить на новый.

Наиболее часто электроника авто выходит из строя из-за попадания в нее влаги и грязи, которые негативно отражаются на сопротивлении изоляции и тем самым способствуют возникновению короткого замыкания. Свечи зажигания не должны иметь на своей поверхности сильное окисление и нагар, а их цвет должен быть светло-коричневым. И напоследок, если стартер работает не в полную силу, то, возможно, необходимо проверить, насколько надежно подсоединен к кузову контакт «массы».

Главная →

Обслуживание и Ремонт → Ремонт →

Основные обязанности автоэлектрика диагноста

Одной из профессиональных функций такого работника является диагностика проблем в электрической системе транспортных средств. Если вас заинтересовала данная тема, то при желании вы сможете узнать подробнее на курсах автоэлектрика https://tech-school.ru. Это может быть непросто, поскольку типы систем в транспортных механизмах бывают разные. Для осуществления диагностического теста применяются определенные инструменты: автоэлектрику нужно знать, как безопасно и правильно их использовать. При осуществлении работы может возникать опасность получения ударов электротоком, поэтому автоэлектрику надлежит научиться избегать их для личной безопасности и безопасности окружающих, а также для сохранения в целости и сохранности оборудования в транспортном механизме.

После проведения правильной диагностики транспорта автоэлектрик должен уметь составлять точное ценовое предложение для клиента. Это станет гарантией того, что затраты покроют стоимость ремонта, а клиенту будет предоставлена точная информация о том, сколько стоит решение проблемы в его автомобиле. Электрику следует иметь четкую информацию о стоимости каждой единицы оснащения и о том, сколько времени потребуется для выполнения ремонта. Для электриков-новичков данный процесс может быть трудоемким, но опытные специалисты очень хорошо разбираются в этом и предвидят, какие сложности возможны во время осуществления ремонта автотранспорта.

Распространены различные модификации существующих структур. Автоэлектрик должен уметь устанавливать новые технологии (устройства GPS, радиоприемники и mp3-плееры, нестандартные источники света, лебедки и другие аксессуары) без повреждения существующих устройств. В некоторых случаях может потребоваться монтаж отдельного устройства в автомобиле для питания некоторых аксессуаров и электрических блоков.

Такая необходимость наиболее часто встречается при ремонте больших грузовиков или внедорожников. Электрику необходимо умение устанавливать или модифицировать электрические системы в легковых и грузовых автомобилях для приспособления к новым аксессуарам.

Электрики в автомастерских должны уметь устанавливать, обслуживать, испытывать, ремонтировать, собирать и настраивать механические и электроприборы, электропроводку, оборудование, аппаратуру, приспособления, при этом используя ручные и электроинструменты.

Инструкция по изготовлению тестера

Если вам нужно устройство для измерения наличие напряжения в бортовой сети, то необязательно тратиться на дорогой тестер. Для начала можно попытаться соорудить свой простейший автомобильный пробник на светодиодах или с обычно лампочкой накаливания. Мы расскажем о том, как сделать простой тестер из лампочки и шприца, как на фото вначале статьи (автор видео — Вячеслав Чистов).

Этапы

Процедура изготовления устройства выглядит следующим образом:

  1. Для начала вам потребуется обычный медицинский шприц, который можно приобрести в любой аптеке. Разумеется, берем не маленький, а шприц побольше — на 10 или 20 кубов.
  2. Возьмите небольшой гвоздь и установите его в корпус подготовленного ранее шприца. Для этого верхнюю, движущуюся часть шприца (не колбу) необходимо демонтировать, а гвоздь установить вместо иглы. При этом его шляпка должна быть надежно зафиксирована в отверстии. Перед установкой убедитесь в том, чтобы гвоздь был максимально заточен, он не должен быть тупым.
  3. К концу гвоздя необходимо припаять либо светодиодный элемент, либо обычную лампочку накаливания, мощность которой составляет 1 Вт. Для этого используйте паяльник с оловом и канифолью. Лампочка должна быть наиболее надежно зафиксирована, чтобы со временем она не отвалилась.
  4. К другом концу диода или обычной лампочки необходимо подпаять проводок с заранее установленным на него зажимом («крокодилом»). Здесь также должно быть надежное и прочное соединение, чтобы не допустить ускоренного износа конструкции.
  5. Полученную конструкцию пробника можно залить эпоксидной смолой, чтобы обеспечить его безопасность и надежность. Выполнив все эти действия, вы получите полноценный пробник, который позволит определить наличие напряжения в электросети авто. Если по каким- то причинам устройство не работает, проверьте качество пайки всех компонентов и работоспособность самой лампочки или светодиода.

Ремонт автоэлектрики своими руками – какой нужен масштаб знаний?

Это понятие объединяет в себе одни из самых функциональных частей автомобиля, без которых он просто-напросто не сможет работать. В первую очередь, это источники электропитания, такие как электрогенератор автомобиля и аккумулятор. Также к данной категории относятся механизмы, отвечающие за старт и движение авто: стартер, распределитель искры, высоковольтная катушка, блок управления и электросвечи. Кроме того, к автоэлектрике можно отнести и дополнительные устройства, установленные с целью безопасности или для максимального комфорта. Это и сигнализация, и GPS-навигатор, и прочие электронные приборы.

Так как автоэлектрика занимает, можно сказать, одну из ведущих позиций в автомобиле, при этом довольно много его составляющих относится к данной категории, то и поломки в этой области нередки. Но, несмотря на то, что автомастерские можно встретить практически на каждом шагу, далеко не везде работают настоящие профессионалы. Часто можно столкнуться и с мошенниками или же просто недобропорядочными людьми

Поэтому нужно с особым вниманием выбирать мастера, которому желаете доверить своего «железного коня», или же осуществить ремонт автоэлектрики своими руками. Для последнего варианта, правда, должны быть некоторые навыки и знания

Параметры написания документа

Должностная инструкция имеет закрепленную в практике делопроизводства структуру:

  • Общие параметры.
  • Трудовые обязанности.
  • Должностные права.
  • Возможная ответственность.
  • Возможные дополнительные разделы.

Если первые 4 части обязательны в инструкции, то целесообразность добавления других разделов определяется нанимателем на основе:

  • Специфики профессии.
  • Проводимой трудовой политики.
  • Его размеров и отраслевых особенностей.
  • Количества сотрудников.

Расширенный вариант популярен в крупных компаниях, с большим числом сотрудников, а также при составлении инструкций для высшего звена руководителей. Обычный формат инструкции, из четырех разделов, применяется в сфере малого и среднего бизнеса, а также для массово распространенных профессий.

Наиболее востребованные дополнительные разделы:

  • Критерии, применяемые для оценки результативности (KPI).
  • Правила изменения инструкции.
  • Параметры должностных взаимодействий.
  • Особенности трудовой деятельности.

Внимание! Инструкция составляется в двух форматах: стандартизированном и индивидуальном. В первом варианте она годится для любого сотрудника на конкретной должности

Во втором варианте её пишут под характеристики конкретного ценного специалиста.

Общие параметры

Во вводной части разобраны общие аспекты деятельности специалиста:

  • Кем принимается решение по его найму и увольнению.
  • Каков порядок его временной замены.
  • Кому он подчиняется.
  • Каким стандартам он обязан соответствовать.
  • Какие от него требуются умения и знания.

Цель раздела — не только дать общую информацию о трудовой деятельности, но и установить критерии, которым обязан соответствовать кандидат на позицию.

Внимание! Профессии, связанные с работой на электрооборудовании, требуют от сотрудника наличия группы по электробезопасности, о чем следует особо упомянуть в отдельном пункте

Функции

В разделе приведен список задач, за решение которых отвечает специалист. Он включает как профильные задачи, обязательные для конкретной должности у любых работодателей, так и вспомогательные, которые могут отличаться в разных компаниях.

Также есть ряд пунктов, обязательных для любых профессий (работать с документами, соблюдать технику безопасности, правила трудовой дисциплины и пр.).

Внимание! Если на предприятии техническому специалисту предоставляется нанимателем рабочий инвентарь (инструменты, перчатки и др.), то в отдельном пункте упоминают о необходимости соблюдения правил его качественной эксплуатации

Ответственность

Здесь перечисляются основания для привлечения работника к ответственности. Поскольку его наказание возможно лишь после окончания положенных административных и юридических процедур, которые протекают на основе сложного и объемного действующего законодательства, то раздел составляют в общей форме, ограничивая применение конкретики.

Права

Этот раздел состоит из 6-8 параграфов, где дано описание возможностей, которыми наделяется специалист нанимателем. Они являются дополнением к правам, которые гарантированы сотруднику статьёй 21 ТК. Конкретный их перечень зависит от ряда факторов: значимости должности, трудовой политики нанимателя, особенностей функционирования. В целом, чем значительнее задачи, за которые отвечает работник, тем большими правами он наделяется.

После составления инструкции она проходит процесс согласования на основе норм делопроизводства компании-работодателя. Обычно её показывают юристу, сотруднику кадровой службы и профильным специалистам. После внесения требуемых ими корректировок документ распечатывается на фирменном бланке, где присутствуют официальные атрибуты — дата написания, реквизиты компании и пр. Следующим этапом является сбор подписей лиц, с которыми согласовывалось содержание документа. Окончательно инструкция принимает юридически значимую форму после проставления подписей главой компании и самим работником.

Внимание! Инструкция может утверждаться в двух форматах: как дополнение к трудовому договору или в виде локального правового акта

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Надеть спецодежду, спецобувь. Застегнуть спецодежду на все пуговицы, не допуская свисающих концов одежды, убрать волосы под головной убор. Проверить отсутствие в одежде острых, колющих и режущих предметов. Надеть специальную обувь и другие СИЗ. 2.2. После получения задания у руководителя работ автоэлектрик обязан: — ознакомиться с изменениями в схеме электроснабжения потребителей и текущими записями в оперативном журнале; — отрегулировать местное освещение; — проверить наличие и исправность заземляющего контура оборудования; — подготовить необходимые средства индивидуальной защиты и проверить их исправность; — проверить рабочее место, в том числе проходы и эвакуационные выходы на соответствие требованиям безопасности; — перед использованием переносного светильника, необходимо проверить, есть ли на лампе защита от механических повреждений, исправны ли штепсельная вилка, кабель и его изоляция; — удалить из зоны производства работ посторонних лиц. 2.3. Автоэлектрику запрещается приступать к выполнению работ при: — неисправностях технологической оснастки, приспособлений и инструмента, указанных в инструкциях завода – изготовителя, при которых не допускается их применение; — несвоевременном проведении очередных испытаний основных и дополнительных средств защиты или истечении срока их эксплуатации, поверки, установленных заводом – изготовителем; — отсутствии средств индивидуальной защиты используемых при работе в электроустановках; — при обнаружении нарушений требований безопасного производства работ. 2.4. Пользоваться защитными средствами, срок годности которых истек, не допускается. 2.5. Обо всех обнаруженных недостатках в работе автоэлектрик обязан сообщить непосредственному руководителю работ.

Ручные приспособления

Итак, сначала предоставим Вам набор ручных инструментов электрика, чтобы Вы знали, что нужно докупить в имеющийся в доме комплект.

В Вашем чемодане обязательно должны находиться следующие предметы:

  1. Набор отверток. При установке розеток, выключателей и остальных элементов электропроводки без отверток никак не обойтись. Вам нужны не только фигурная и прямая отвертка, но и индикаторная, для того чтобы можно было определить наличие напряжения на оголенных выводах. О том, как пользоваться индикаторной отверткой, читайте в соответствующей статье. Про все наиболее популярные виды отверток и их назначение мы также говорили отдельно.

  2. Монтажный нож. Без этого инструмента сложно представить электромонтажные работы. В собственном ящике с различными приспособлениями у Вас обязательно должен лежать нож и набор лезвий. Тут же сразу же можно добавить, что также не помешает инструмент для снятия изоляции с проводов: специальный нож для электриков либо стриппер.

  3. Плоскогубцы. Правильнее будет сказать – пассатижи, которые нужны электрику-монтажнику не только для того, чтобы перекусить провод, но и выполнить правильную скрутку проводов.

  4. Бокорезы. Несмотря на то, что многие плоскогубцы включают в себя кусачки, лучше купить профессиональные бокорезы с хорошим лезвием. С помощью данного инструмента можно не только перекусывать толстые жилы при монтажных работах, но и снимать изоляцию с проводов, если под рукой нет стриппера.

  5. Молоток. Как и у любого другого монтажника, у электрика в кейсе обязательно должен быть молоток. С помощью данного приспособления можно вбить дюбель в стену, сделать штробу (в паре с зубилом) либо забить скобу (как один из вариантов крепления проводов в стене).

  6. Зубило. О нем мы уже сказали – если нужно вручную провести штробу, без зубила не обойтись. В то же время при монтаже электропроводки в деревянном доме обязательно храните в чемодане стамеску.

  7. Круглогубцы. Далеко не всегда используются при электромонтажных работах в доме либо квартире, но все же имеют свою определенную ценность – с помощью данного ручного инструмента домашний мастер сможет фигурно выгнуть проволоку для подключения некоторых видов контактов.

  8. Обжимные клещи. Если Вы чаще всего используйте гильзы, как способ соединения электрических проводов, то в список самого необходимого инструмента внесите и клещи тоже.

Вот и весь самый необходимый набор инструментов электрика. Помимо этого в чемодан обязательно положите изоленту, разные термоусадки, маркер и рулетку. Без этих приспособлений никак не обойтись при монтаже электропроводки своими руками. Также советуем для всего вышеуказанного списка предметов купить специальный пояс, на который можно крепить все что угодно: от молотка до отвертки. Помимо пояса монтажники одевают специализированные жилетки с множеством карманов, что также удобно для хранения инструмента при различных видах электромонтажа. На фото ниже Вы можете увидеть, как выглядит ремень и жилет.

Профессиональные обязанности

В должностную инструкцию автомобильного электрика, как правило, включаются такие обязанности:

  • проведение диагностики с помощью специальных приборов электронных систем управления, зажигания и другого электрооборудования различных типов автотранспорта;
  • выявление неисправностей электрооборудования, их ремонт и регулировка систем при помощи дополнительного оборудования или вручную;
  • параметрирование электронных систем;
  • установка агрегатов и электроприборов с подключением их к сети по схеме;
  • монтирование дополнительного электрооборудования автомобиля (автомагнитол, систем кондиционирования, автосигнализации и др.);
  • зарядка автомобильных аккумуляторов;
  • замена и ремонт электропроводки в транспортном средстве.

Чтобы качественно выполнить эти работы, мастеру необходимо в совершенстве владеть знанием устройства машин различных производителей, марок и моделей, их электросхем. Также требуется умение работать с современными диагностическими устройствами и обычными слесарными инструментами

Очень важно в работе соблюдать технику пожарной безопасности и нормы охраны труда

Автоэлектрика своими руками – подбираемся к стартеру

Одними из наиболее распространенных проблем являются: выход из строя стартера, генератора и замков зажигания. Хотя автовладельцы сталкиваются с этим не очень часто, но уж если подобная беда произошла, то авто сразу же перестает заводиться, и тогда эксплуатировать его не представляется возможным. Если из строя вышел генератор, то его чинить необходимо следующим образом: прежде всего, осуществляется проверка его технического состояния.

Для этого понадобятся специальные приборы, такие как амперметр, вольтметр, тахометр и нагрузочный реостат. Затем следует его разборка, причем осуществлять ее необходимо в определенном порядке. Самым первым демонтируется щеткодержатель, за ним идет крышка вместе со статором, сняв со шкива крепежную гайку, можно извлечь и его. После этого можно наконец-то снять и саму крышку генератора, что же насчет его сборки, так она потом осуществляется в строго обратной последовательности, так что запоминайте, как вы это сделали.

Заработная плата

Из-за кадровых проблем работодатели готовы раскошелиться, чтобы заполучить профессионала своего дела. В среднем рабочий этой специальности в России получает около 50 тысяч рублей ежемесячно, а автроэлектрику-диагносту готовы платить до 75 тысяч рублей в месяц, особенно в отдаленных регионах страны. Самое большое количество вакансий открыто в Москве и Подмосковье, а также Санкт-Петербурге и Ленинградской области, что неудивительно, учитывая уровень автомобилизации населения обеих столиц.

Основными работодателями автоэлектриков являются:

  • станции технического обслуживания и автомастерские;
  • сервисные центры производителей автомобилей;
  • компании, имеющие большой автопарк (таксопарки, компании общественного транспорта, промышленные и транспортные фирмы);
  • тюнинг-ателье.

Кроме официальной работы автоэлектрик может оказывать ремонтные и консультационные услуги на дому.

No tags for this post.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Электрошок
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.